Ливанов отчитался перед Советом Федерации за образование и науку

Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов выступил перед членами Совета Федерации на правительственном часе. По традиции министр зачитал вступительную речь о достигнутых результатах и планируемых программах, после чего ответил на вопросы парламентариев.
Первым вопрос задал представитель Владимирской области Антон Беляков, который обеспокоен сокращением преподавательского состава в высших учебных заведениях.
— Последнее время в целях экономии в ряде высших учебных заведений пошли по пути сокращения преподавательских кадров, причем появился тренд, который, по словам руководителей вузов, согласован с Минобрнауки. В частности, тренд сокращения преподавателей, совмещающих свою трудовую деятельность. Не могли бы вы прокомментировать эту информацию и одобряете ли вы такие действия? У нас совместителей сокращают, в то время как Оксфорд и Гарвард приглашают бывших президентов как совместителей, чтобы те прочитали лекции, — спросил Антон Беляков.
В ответ глава Минобрнауки не стал отрицать, что проблема сокращения преподавательского состава есть.
— У нас есть проблема сокращения контингента студентов. Выпуск из 11 классов сейчас в два раза меньше, чем в был в 2010 году. Вузы активно конкурируют за студентов, и в некоторых вузах количество студентов уменьшается. Там и возникает необходимость сокращения количества преподавателей. Что касается конкретно сокращения совместителей, то у нас нет такой позиции. Я и мои коллеги исходим из позиции, что преподавать должны квалифицированные люди, — ответил министр.
Сенатора от Пермского края Игоря Шубина интересовало, планируется ли запуск программы по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей до 3 лет.
По словам главы Минобрнауки, на федеральном уровне такой программы не планируется. По мнению Дмитрия Ливанова, регионы могут самостоятельно решить эту проблему.
— Какова позиция министерства относительно единых учебников в России? — спросил сенатор от Курганской области Сергей Лисовский.
Дмитрий Ливанов отметил, что сейчас разрабатывается концепция преподавания предметов. Это уже сделано по математике, истории и филологическим направлениям.
— В рамках единых концепций и будут создаваться новые учебные материалы и учебники. Мы считаем, что унификация всего на 100% не нужна, она не соответствует нашим педагогическим традициям и ограничивает возможности учителей и учеников. Даже по истории Российское историческое общество выбрало три линейки учебников, проведя перед этим работу по формированию стандарта. По этому же пути мы и будем идти, — ответил министр.
Сенатор от Крыма Сергей Цеков поинтересовался, можно ли продлить до 2018 года введенный до 2016 года особый порядок поступления в вузы для выпускников крымских школ.
— Я считаю, что в Крыму и Севастополе неплохая система общего образования. В последнем рейтинге 500 лучших российских школ присутствуют две школы из Крыма и две школы из Севастополя. На 2016 год решение об особом порядке поступления в вузы принято. Я исхожу из того, что 3 года — достаточный срок для того, чтобы система образования в Крыму и Севастополе могла адаптироваться к тем требованиям, которые предъявляются ЕГЭ, — объяснил Дмитрий Ливанов.
Сенаторы также поинтересовались, как обстоят дела с заработной платой в высших учебных заведениях. Сенатор от Калининградской области Николай Власенко рассказал, что в нескольких вузах его региона зарплата преподавателей со степенью кандидата наук составляет 12,5 тыс. рублей, а без степени — 7 тыс. рублей.
— Вот кто из нормальных людей будет преподавать за такую ставку? — возмутился сенатор.
Дмитрий Ливанов сообщил, что заработная плата преподавателей должна быть почти в полтора раза выше средней зарплаты по региону и министерством этот показатель строго отслеживается.
— Если есть вузы, которые не обеспечивает достижение целевых значений, то передайте нам информацию. Мы по вузам проведем проверку. У нас средняя заработная плата преподавателей высших учебных заведений должна быть на уровне 143% от средней по региону, — сообщил министр.
Сенатора от Москвы Владимира Долгих заинтересовал вопрос патриотического воспитания.
— Со следующего года начинается новая государственная программа патриотического воспитания граждан РФ, в рамках которой будут поддержаны уже существующие структуры, занимающие патриотическим воспитанием, и созданы новые механизмы и общественные организации. Эта проблема находится в фокусе постоянного внимания Минобрнауки и Росмолодежи, — рассказал Дмитрий Ливанов.
На вопрос о реализации проекта «5-100», согласно которому пять российских вузов должны войти в топ-100 университетов мира, министр ответил, что прогресс российских вузов на мировой арене заметен, однако говорить о конкретных результатах можно будет только через несколько лет.
Информацию министра о состоянии дел в сфере образования дополнил представитель Счетной платы Александр Филипенко. По словам аудитора, в 36 субъектах РФ вместо ожидаемого сокращения расходов по содержанию объектов отмечен их рост —предполагалось, что высвобожденные средства позволят увеличить заработную плату педагогам. На начало прошлого учебного года около 10 тыс. школ работали в две и три смены. Существуют 1,5 тыс. начальных школ с одним учителем. Аттестат о среднем образовании в 2014 году не получили почти 7 тыс. сельских школьников, что на четверть больше, чем в 2013 году. В дошкольном образовании, несмотря на сокращение очереди, по данным Росстата, в 2014 году в местах нуждалось почти 2,5 млн детей в возрасте до 3 лет, за год прирост составил 141 тыс.
На 1 января 2015 года остаток субсидий на выполнение госзадания учреждениями Минобрнауки составили 19 млрд рублей, но ряд организаций не учитывались при формировании госзадания на следующий год. Другая проблема — невыполнение госзадания при полном освоении субсидий. В прошлом году из 43 объектов в сроки введены только 21. По результатам проверок выявлены финансовые нарушения при проведении выставочных и презентационных мероприятий на сумму более 25 млрд рублей.
В заключение слово взяла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
— Растет интерес в обществе к системе образования. Это накладывает повышенную ответственность на министерство и на министра. Образование должно совершенствоваться. Министерство образования и науки многое за последнее время сделало. Сложно принимались непопулярные решения. Еще многое предстоит сделать министерству, и мы вместе с ним должны работать и высказывать замечания. Это тоже наша ответственность, — подытожила спикер Совета Федерации.