Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Люксор» остался должен «Ленфильму» за прокат «Трудно быть богом»

Продюсерский центр киностудии через суд просит дистрибутора перечислить 1,5 млн рублей от кассовой выручки фильма
0
«Люксор» остался должен «Ленфильму» за прокат «Трудно быть богом»
Кадр из фильма «Трудно быть богом». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Продюсерский центр «Ленфильма» обратился в суд из-за долга «Люксор Дистрибьюшн» — по мнению истца, прокатчик не перечислил полную выручку с проката «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего, состоявшегося весной прошлого года. Сумма задолженности составляет порядка 1,5 млн рублей. Иск принят к производству Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленобласти. Как сообщили в пресс-службе суда, ближайшее заседание состоится 2 декабря.

— Фильм вышел в прокат уже давно, все сроки давно прошли, и несмотря на дружеские отношения, мы должны пойти по процедуре: с нас уже спрашивают правообладатели. Но мы всегда надеемся на досудебное урегулирование спора, — рассказал гендиректор студии «Ленфильм» Эдуард Пичугин.

Представитель группы компаний «Люксор» сообщил, что по имеющейся у него информации, все договорные обязательства перед «Ленфильмом» были выполнены, но подробный комментарий предоставить не смог.

«Трудно быть богом» Алексея Германа вышел в российский прокат 27 февраля 2014 года. Производственная студия «Север» заключила договор о дистрибуции с Продюсерским центром «Ленфильма» (стопроцентной «дочкой» киностудии), который, в свою очередь, делегировал свои функции прокатчику «Люксор Дистрибьюшн». Картина собрала на 160 копиях 47,8 млн рублей и стала хитом в арт-сегменте.

— Обычно при такой росписи можно претендовать максимум на 20–25 млн рублей (чего и добились, например, «Рассказы» и «Фауст»). Но «Трудно быть богом» прыгнул выше головы, хотя против картины было очень много составляющих — это же черно-белый артхаус с хронометражем почти три часа, — отмечает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый. — Определенную роль сыграло то, что «Люксор» часто работает с подобным кино и публика в их кинотеатрах (группа компаний «Люксор» включает еще и одноименную сеть кинотеатров. — «Известия») «прикормлена» арт-хаусом.

Договоренности между кинотеатром и дистрибутором относительно распределения выручки — коммерческая тайна, но в среднем сборы делятся поровну, по 50% каждой стороне. В свою очередь, часть суммы дистрибутор передает производителю, однако периодически в этой цепочке «кинотеатры–дистрибутор–производитель» случаются сбои, и средства перечисляются на протяжении многих лет.

Как пояснил владелец студии СТВ и дистрибутора «Наше кино», председатель правления Ассоциации кинопродюсеров Сергей Сельянов, часто сети кинотеатров задерживают деньги, которые им не принадлежат, ссылаясь на ремонтные работы, открытие новых кинотеатров или иные «уважительные» причины.

— Пользоваться чужими деньгами — грубейшее нарушение правил и этики бизнеса. У компании «Наше кино» тоже были проблемы в этом вопросе и судебные разбирательства с киносетями. Злостным нарушителям мы стараемся не давать на показы новые картины, — пояснил Сельянов. — Американским мейжорам здесь гораздо легче: у них много фильмов, которыми они могут вынуждать кинотеатры расплачиваться с ними, угрожая не отдать новый хит. Российскому кино приходится сложнее, потому что козырей у них меньше. К тому же, наказывая таким образом кинотеатры, мы наказываем и себя, недособирая в прокате и лишая зрителя этих картин. Но приходится идти и на эти меры, потому что иного пути нет. Мы стараемся сначала использовать все дипломатические меры, пытаемся поговорить, воззвать к совести. Но без конца давать недобросовестному партнеру товар нельзя, и тогда остаются только суды, в свою очередь, отнимающие много времени и дополнительных ресурсов.

Чтобы кардинально исправить положение, по мнению продюсера, необходима консолидация дистрибуторов в профессиональную ассоциацию, а также рост числа кинотеатров — чем больше игроков на рынке, тем слабее будет диктат больших киносетей.

«Трудно быть богом» — последняя работа Алексея Германа-старшего по одноименной книге братьев Стругацких. В общей сложности фильм снимался почти 15 лет и был закончен после смерти мастера. Павильонные съемки проходили на «Ленфильме», а натурную часть снимали в Чехии. По данным «Кинопоиска», бюджет составил $7 млн, большую часть суммы дали частные инвесторы. Минкультуры поддержало прокат фильма. Мировая премьера состоялась в ноябре 2013 года на Римском кинофестивале, где Герману посмертно присудили приз за вклад в кинематограф «Золотая Капитолийская волчица». В 2015 году «Трудно быть богом» получил 7 премий «Ника» из 10 номинаций, в том числе за лучший фильм года и лучшую режиссуру. 

Комментарии
Прямой эфир