Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минпромторг призвали к экопротекционизму

Михаил Сердюк недоволен недостаточным вниманием госорганов к экологичности продаваемых в России автомобилей
0
Минпромторг призвали к экопротекционизму
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Депутат Госдумы Михаил Сердюк направил министру промышленности и торговли Денису Мантурову обращение (есть у «Известий»), в котором попросил изложить планы ведомства по кардинальному совершенствованию действующего экологического законодательства РФ в целях недопущения на российский рынок автомобильной техники, эксплуатация которой наносит вред окружающей среде. На сегодняшний день, как отметил законодатель, мера ответственности производителей и поставщиков «грязной» техники в Россию исчерпывается в основном вынесением предписаний об устранении нарушений.

Парламентарий напомнил о международном скандале, связанном с тем, что концерн Volkswagen (VW) нарушил экологические нормы ряда стран при поставках отдельных моделей автомобилей. Причиной скандала стало умышленное занижение концерном показателей выбросов углекислого газа (СО2) дизельными турбированными двигателями объемом 2 л. Автомобильную компанию обвинили в мошенничестве с использованием инженерами концерна незаконного программного обеспечения в ходе экологических тестов, которое позволяло занижать данные о реальных выбросах в десятки раз.

В результате скандала появилась информация, что немецкий концерн готов отозвать по всему миру около 11 млн автомобилей, а министерство юстиции США возбудило уголовное дело против автопроизводителя, которому теперь грозит штраф в размере $18 млрд.

— Росстандарт запрашивал в российском представительстве концерна Volkswagen сведения о соответствии его дизельных двигателей установленным в России требованиям, — сказал депутат. — Вне зависимости от ответа остается неясным, почему информация об уровне опасности автомобильных выхлопов для окружающей среды и здоровья граждан оказалась востребована лишь постфактум — по итогам расследования крупного международного скандала.

Михаил Сердюк отметил, что ожидает от Минпромторга законодательных предложений, которые позволят России в будущем применять в отношении недобросовестных автопроизводителей и дилеров такие же многомиллиардные штрафы, которые сегодня позволяют себе Соединенные Штаты. 

В Минпромторге рассказали «Известиям», что ответ на депутатский запрос будет направлен в сроки, установленные ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Сам Росстандарт в конце сентября сообщил, что не видит нарушений норм выбросов вредных веществ у дизельных автомобилей немецкого концерна, продающихся в России. Одновременно с этим министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что не только Volkswagen, но и другие производители дизельных двигателей и автомобилей не нарушают национальных норм и стандартов.

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что в США в отличие от России действуют более жесткие экологические нормы, а сама проблема VW не так актуальна на фоне того, что даже их «сомнительные» дизельные двигатели наносят меньше экологического вреда окружающей среде, чем половина сегодняшнего автопарка России.

— Тему с немецким концерном начали США, может быть, по причине низких продаж своих авто, может, по какой-либо другой, но все основания для таких претензий у них были, поскольку установленные у них нормы экологичности для автомобилей находятся на уровне «Евро-5» и «Евро-6». Наш автопарк настолько стар, что 50% автомобилей даже не отвечают уровням «Евро-1» и «Евро-2», — отметил Сергей Целиков. — Поднимать у нас тему низкой экологичности VW — странно, поскольку они всё же экологичнее половины нашего автопарка. Что же касается импорта автотехники, то в последние несколько лет к нам на рынок пришли 10 китайских автопроизводителей. Хоть у нас каждая ввозная модель и проходит сертификацию, но за взятки даже на таком уровне у нас могут закрыть на что-то глаза, выдать подложный сертификат.

На фоне экономических проблем в России и отказа ряда мировых производителей от российского авторынка в страну действительно пришли или нарастили свое присутствие многие китайские концерны, автомобили которых отличаются низкими ценами и качеством, которое вызывает сомнение.

Так, сегодня в России представлены такие китайские марки автомобилей как Brilliance, Changan, Dongfeng, FAW, Geely, GreatWall, Haima, Haval, Hawtai, JAC и Lifan. Кроме этого, совсем недавно на отечественном рынке появилась дилерская сеть узбекского автопроизводителя Ravon. Что сказали бы американские и европейские эксперты по поводу экологичности двигателей этих производителей, пока остается только догадываться.

— Если мы хотим бороться за экологию, то прежде всего нам надо обновлять автопарк, принять соответствующую программу, согласно которой выводить из него автомобили, произведенные до 2000 года. Делать налоговые скидки на новые автомобили и увеличивать налоговую нагрузку на старые, — считает Сергей Целиков.

На сегодня действует ряд экологических стандартов, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах. Россия традиционно при принятии нового более жесткого экологического стандарта отстает от европейских стран и США. Так, стандарт «Евро-5» в соответствии с Техническим регламентом № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» будет введен в России лишь с 1 января 2016 года. В странах Евросоюза этот стандарт был введен в 2008 году для грузовых автомобилей и в 2009 году — для легковых. В 2015 году в ЕС был уже введен стандарт «Евро-6», который по своим требованиям фактически является аналогом действующего в США с 2010 года стандарта EPA10 и японского Post NLT.

Глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов отметил, что любой процесс сертификации в России имеет очевидные положительные, но и одновременно негативные стороны. С одной стороны, сертификация нужна, иначе с ввозными товарами наступит полный хаос. С другой стороны, процесс сертификации выстроен так, что создает предпосылки для коррупции.

— Сертификация в нашей стране организована как бизнес-процедура, закладывающая возможность легкого получения денег чиновниками от бизнеса. В случае же проверки коррупционеры не слишком пострадают. Ведь даже если проверка сможет доказать факт подлога, то в соответствии с законодательной базой, которую те же чиновники выстроили «под себя», они не понесут совершенно никакой ответственности за свои проступки, — отметил Кирилл Кабанов. — Конечно, при таких условиях нарушать закон нестрашно, поэтому факты нарушений, безусловно, есть, и мы не можем сказать точно, сколько не соответствующей своим сертификатам продукции продается и ездит по России.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир