Я познакомился с Юрой много лет назад. Уникальный писатель, Юрий Витальевич — для меня просто Юра — соединял в себе все направления русской литературы. Естественно и ясно всем — он основоположник мистической авангардной прозы. Но он же — глубинный философ и автор проекта «О вечной России».
Будучи авангардистом, он писал прозу, которая никак не умещалась в советские рамки. И так уж получилось генетически, что его призвание — писать все неласково, недобродушно, в жесткой и мистическо-устрашающей манере.
Поэтому в 1974 году он уехал в Америку, а спустя девять лет — во Францию. Но никогда он не был ни диссидентом, ни антисоветчиком. Он был патриотом России, и как только у него возникла возможность вернуться — он вернулся.
Он умудрялся совмещать свой авангардизм с почвенническими ценностями. Я в свое время познакомил его с Валентином Распутиным. Казалось бы, такие разные по эстетике, они удивительно сошлись по политическим и философским позициям. Традиция Распутина и авангард Мамлеева по сути своей утверждали величие России.
Он жил в Переделкино, на даче. Жил очень бедно. Всегда был человеком болезненного типа, и на другую работу, кроме прозы, у него не хватало сил. А вот проза его больших доходов не приносила. Выходила тиражом две-три тысячи экземпляров — и все.
Его романы были первыми романами ужаса в Советском Союзе и в России. Казалось бы, востребованный жанр, но он не зарабатывал на книгах столько, сколько, например, его последователь Валентин Сорокин. Эстетически Сорокин развил прозу Мамлеева, хотя с нравственной и философской стороны представлял совсем другое. Дело в том, что проза Мамлеева была слишком хорошей. Все-то он прописывал, везде-то подкладывал философское содержание, то, что массовому читателю кажется непонятным и трудным.
Хотя, я думаю, если бы его «Шатунов», к примеру, экранизировали — эти ужастики могли бы весь мир покорить.