Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

В семьдесят удал

Политолог Станислав Смагин — об идейной и творческой эволюции Никиты Сергеевича Михалкова
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У Никиты Сергеевича Михалкова нынче юбилей, 70 лет, а значит, есть повод сказать о нем важные слова.

Не слишком уместное, но всё же необходимое из соображений честности признание: я не всегда был в восторге от юбиляра. Долгое время главными достижениями Никиты Сергеевича эпохи СССР я считал две роли — надменного директора автосервиса в «Инспекторе ГАИ» и брошенного героиней Гурченко шкафообразного проводника в «Вокзале для двоих». Созданные им уже в современной России картины, неоднозначно трактующие отечественную историю, вызывали недоумение. А давно ставший фольклором эгоцентризм мэтра? Шутка о том, что в «Сибирском цирюльнике» он сначала снял эпизод с собой в роли царя, а затем всё остальное, мне никогда не казалась такой уж шуткой. И язвительные прозвища, самое нейтральное из которых — Барин, я тоже употреблял, чего уж греха таить.

По-новому я взглянул на Михалкова в мае 2013 года, когда в программе «Поединок» он спорил с либеральных дел мастером Леонидом Гозманом. Гозман, только что заявивший об отсутствии заметных отличий между СС и СМЕРШем (это высказывание и стало поводом для дискуссии), был настроен на то, чтобы защитить свою позицию без лишних энергозатрат. Однако столкновение с Михалковым, снисходительным, ироничным и твердым, привело к удивительному эффекту. В дискуссии вся вульгарная спесь с любителя эпатажных сравнений слетела, словно старая штукатурка с потолка после молодецких плясок этажом выше. Тогда-то я и подумал, что иногда от барственности Михалкова бывает польза.

Через несколько месяцев мне в руки попал толстый том «Никита Михалков. Прямая речь», где были собраны мнения и отзывы режиссера о людях и явлениях нашей истории, культуры и повседневной жизни в алфавитном порядке. Приятно поразила взвешенность суждений относительно событий, до сих пор бывших предметом жарких споров. Никаких штампов вроде «одна винтовка на сто солдат и позади политрук с огнеметом в окровавленных руках» и близко не было. Так мои суждения о Никите Сергеевиче поменялись опять.

Другими глазами я стал смотреть на Михалкова после премьеры «Солнечного удара».

В советское время многие фильмы подозревали в скрытом антисоветизме. Cлучись в России режим, полноценно наследующий белой идее, цензоры непременно заподозрили бы «Солнечный удар» в скрытом просоветизме. Такой беспощадной критики Белого движения, равно как и пороков царской России, от известного монархиста и консерватора ожидать не приходилось.

Некоторые публицисты левых взглядов совершенно ошибочно истолковали одну из ключевых коллизий фильма: отказ главного героя, молодого и мимолетно влюбленного красавца-офицера, дать пытливому мальчишке Егорию ответ на вопрос, существует ли Бог. Собеседники вновь сталкиваются через 30 лет, и мальчишка, ставший красным комиссаром, отправляет примкнувшего к белым офицера на казнь. Почему-то сюжет был понят как проповедь едва ли не социального расизма: мол, верхи должны качественно пасти низы и исправно внушать им азы истины, иначе начнется бунт и верхи будут убиты.

Однако офицер не производит впечатления богача и знатного дворянина: скорее всего, выходец из среднего класса. Мальчишка же отнюдь не оборвыш-замарашка: больше похож на сына лавочника или иного крепкого хозяина. Новая встреча персонажей могла произойти с обратным распределением ролей: вспомните, сколько офицеров Российской императорской армии перешли на сторону красных и сколько было разночинцев в рядах белых.

Это конфликт не столько классов, сколько поколений, когда старшие, пусть и совсем не старые, не хотят услышать племя младое. Конечно, социальный момент в фильме присутствует, но он лишь отражает законы мироустройства, которые причислить к реакционному мракобесия нужно еще сильно постараться. На рубеже XIX–XX веков, когда страна стремительно реформировалась, социальная структура кардинально менялась, корежились и рушились сословные перегородки, именно на среднем классе — офицерстве, технической и гуманитарной интеллигенции, мелкой и средней буржуазии, учителях, священниках, юристах — лежала особо важная миссия, а именно минимизация болевых ощущений от соединения верхов и низов в единую ткань. Миссия оказалась провалена, и вместо аккуратного шва вышла кровавая зияющая рана.

Проигравшие белые препарированы в фильме с жесткостью необычайной. За исключением пары человек, это либо напыщенные идеалисты, либо подлецы. Противостоящая им Розалия Землячка, как показалось многим, выписана подчеркнуто комично. Сомневаюсь. По мне, так эта одиозная дама у Михалкова явлена более глубокой и интересной (конечно, не в плане ее нравственных качеств), чем была в реальности. Забавна она лишь немного, в остальном это волевой, беспощадный кшатрий в кожанке. Михалков словно жалеет, что на стороне белых не оказалось в должном количестве таких же твердокаменных землячек…

В общем, Никита Сергеевич! Всё еще считаю Вашу роль в «Инспекторе ГАИ» одной из лучших, но уже не по тем причинам, по которым считал раньше. Ваш герой, заносчивый и зарвавшийся, в последних кадрах меняется, принимает твердую и безусловную правду соперника, делает первые мучительные шаги на пути к преображению.

Не рискну сказать, что с Вами сейчас происходит что-то подобное. Но именно сейчас Ваша харизма и Ваше мастерство, данное Господом, раскрываются в полной мере. Хочется верить, что мы в этом еще не раз убедимся.

Помнится, Владимир Бондаренко в книге «Три лика русского патриотизма» включил Вас в раздел «Белый лик». Прав он был? Прав. Но Вы — и с каждым годом данный факт становится всё более очевидным — шире узкого «цветового определения». Вы — Русский, и это такой восторг, что даже иные язвительные штампы приобретают совсем иное звучание. Барин? Да. Но — Русский Барин!

Комментарии
Прямой эфир