Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
Байден подписал пакет законов о дополнительной военной помощи Украине
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Мир
СМИ сообщили о подготовке Швеции к ударам по энергетике в случае войны
Мир
Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания
Мир
В США предложили продлить программу ленд-лиза для Украины
Мир
Власти Германии и Британии заявили о планах усилить присутствие в Прибалтике
Мир
Совбезы РФ и Ирана заключили меморандум о взаимопонимании
Мир
Байден заявил о выделении США гумпомощи Газе в размере $1 млрд
Общество
Депутаты внесли законопроект о мерах безопасности на зрелищных мероприятиях
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Право быть угнетенным

Философ и культуролог Александр Павлов — о том, как «угнетенные меньшинства» начинают обижаться друг на друга
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кажется, все уже давно привыкли к тому, что мир медленно сходит с ума. Впрочем, не так уж и медленно: энтропия сумасшествия растет стремительными темпами. Вот, например, в рамках рекламной кампании мало кому интересного фильма «Суфражистка» западная актриса Мэрил Стрип, исполняющая роль суфражистки, сфотографировалась в футболке с надписью: «Я скорее буду бунтарем, чем рабом».

Ввиду того что фраза показалась обидной для определенных слоев населения США, многим чувствительным пользователям социальных сетей, оскорбленные за других людей люди стали строчить комментарии, что, мол, Стрип неаккуратна в высказываниях. Вместе со Стрип сфотографировались и другие актрисы, но Мэрил досталось больше всех. А то, что слова принадлежат не актрисам, а майкам, мало кого волновало. Как отмечает издание The Guardian, «пользователи интернета обратили внимание, что у многих жителей США эти слова вызывают ассоциации с эпохой рабства и Конфедерацией (рабовладельческие штаты США во время гражданской войны 1861–1865 годов)».

Но кажущееся сумасшествие — не всегда настоящее сумасшествие. В принципе разговор на этом можно было бы закончить. Тут не может быть никакого иного объяснения, кроме как продолжения рекламной акции другими средствами. Что лучше может подогреть интерес общественности к фильму, нежели старый добрый, но безобидный скандал? Дело в том, что в Соединенных Штатах никому не интересный фильм «Суфражистка» пойдет ограниченным прокатом — очевидно, что мало кто верит в коммерческий успех исторического кино про бунтарей-женщин, которые борются за свои права. И через обращение к острому вопросу, причем связанному с американской историей, можно рассказать зрителям о новинке проката. К тому же возмутились «анонимные граждане» («пользователи социальных сетей»), к тому же пишет про этот британский фильм британская The Guardian.

Но если бы дело было только в рекламе, событие не стоило бы внимания. Однако, нисколько не противореча основному толкованию случившегося, можно увидеть за «скандалом» нечто большое.

Во-первых, кажется, одно время всем поднадоевшая политкорректность снова входит в моду. Ну или сознательно раскручивается. То есть в США уже давно и без перерыва тактичные граждане внимательно следили за своим языком. Но одно дело следить, другое — делать из этого международную рекламную кампанию. Политкорректность снова в моде именно в этом смысле: все вдруг вспомнили, что неосторожные слова могут сильно ранить. Кстати, первые эпизоды нового сезона сериала «Южный парк», как ни странно, посвящены проблеме политкорректности. Герои замечают, что Соединенные Штаты снова захлестнула эпидемия, которая, впрочем, поутихнет как и в прошлый раз.

Во-вторых, мы наблюдаем удивительную вещь — эксклюзивный копирайт на те или иные феномены исторической и современной социальной жизни. Если кто-то где-то сказал «рабство», то это непременно про чернокожих американцев. Даже если самим чернокожим американцам на это наплевать, найдутся те, кто отметят, что упоминание рабства в любом контексте может оскорбить чернокожих американцев, наследников тяжелой судьбы. Копирайт соблюдается неукоснительно и без ведома владельцев прав. Из этого можно извлекать все дивиденды. Вспомним озвученную истину, поданную ведущей одного из последних «Оскаров» в качестве шутки: «Либо «Оскар» получит фильм «12 лет рабства», либо мы все расисты». Конечно, оказалось, что никто не расист, а премию получил именно этот фильм про трудности жизни чернокожих американцев, попавших в неволю. Поэтому надписями на футболке Мэрил Стрип могли возмутиться и наши современные соотечественники — наследники тяжелых времен крепостного права. Кстати, удивительно, что пока никто не додумался эксплуатировать данную тему в нашем общественном пространстве.

Наконец, в-третьих, что куда более интересно, скандал с Мэрил Стрип показывает, что политкорректность — этот ужасный монстр, взлелеянный либералами, — начинает пожирать сама себя. То есть сегодня женщины, боровшиеся за права, это хуже, чем не боровшиеся за свои права чернокожие. Стало быть, одна угнетенная языком группа вправе нападать на другую группу, угнетенную языком не меньше, а то и больше. Чернокожие против феминисток.

Знаете, чернокожих можно понять. Они, конечно, сегодня многое получают за то, что их предки когда-то было рабами, но все-таки как-то расслабились, что ли. И случай с Мэрил Стрип это показывает ярко: их могли оскорбить, а они усом не ведут — и радетели за правое дело из социальных сетей начинают оскорбляться за них. В этом смысле феминистки куда более активные. Чего стоит только прошлогодний скандал с ученым-физиком, нарядившимся в рубашку, оскорбившую чувства многих людей.

Понятно, что если будут оскорбляться только феминистки, то все дивиденды от политкорректности достанутся им и в конце концов эти понятия станут синонимами. Молодцы те, кто не забывают, что политкорректность — это еще и про чернокожих, и много про кого еще. За право быть угнетенным тоже надо бороться. В общем, всё идет к тому, что мир еще не скоро освободится от рабства политкорректности.

Комментарии
Прямой эфир