Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ООН поприветствовала прямые переговоры России и Украины в Стамбуле
Политика
Оверчук заявил о нацеленности РФ на экономическое сотрудничество с Афганистаном
Общество
Мантуров поручил обучить школьных психологов помощи детям с ПТСР
Мир
В МО Белоруссии заявили о плане укреплять оборону вместе с Россией
Мир
Украина оповестила США о результатах переговоров с Россией
Мир
Глава Еврокомиссии пригрозила снижением «потолка» цен на нефть из РФ
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Мир
В Польше допустили передачу Украине списанных истребителей МиГ-29
Общество
На Кубани объявили штормовое предупреждение на 18 мая
Общество
Голикова рассказала о ключевых задачах российской системы здравоохранения
Мир
Мединский указал на важность напоминания Украине о договоренностях в Гомеле
Происшествия
В Ингушетии ищут утонувшего в реке пятилетнего мальчика
Мир
Журналиста AP могут лишить прав на известную фотографию времен войны во Вьетнаме
Мир
Фон дер Ляйен пригрозила санкциями против «Северных потоков»
Экономика
ЦБ снизил критерий дохода для статуса квалифицированного инвестора до 12 млн рублей
Мир
В Германии указали на косвенное участие Европы в конфликте на Украине
Мир
В Польше сообщили о страхе Запада перед сближением России и Украины

«Для спасения Петербургской консерватории нужна политическая воля»

Скрипач Сергей Стадлер — о Петербургском культурном форуме и смене власти в консерватории
0
«Для спасения Петербургской консерватории нужна политическая воля»
ФОТО: пресс-служба Санкт-Петербургского культурного форума
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

14–16 декабря Санкт-Петербург в четвертый раз примет Международный культурный форум. В этом году изобильная программа фестиваля впервые не уместится в границы традиционной трехдневки: некоторые из 150 мероприятий стартуют уже в октябре. Корреспондент «Известий» встретился с куратором музыкальной секции форума, народным артистом России Сергеем Стадлером.

— Сформулируйте, пожалуйста, в нескольких словах, что такое Санкт-Петербургский культурный форум.

— Все знают, что существует Петербургский экономический форум. Хорошо, что он у нас есть, но такое мероприятие могло бы проходить и в других мегаполисах. А культурный форум в культурной столице — это и естественно, и знаково, и очень приятно. Форум организуют городские власти совместно с федеральным правительством. Руководит подготовкой лично вице-премьер Ольга Голодец. Форум поделен на 12 тематических секций: музеями занимается Михаил Пиотровский, балетом — Борис Эйфман, театром — Андрей Могучий, музыкой — я. В этом году главной темой станет 70-летие ЮНЕСКО. Предполагается международный формат — на том уровне, на котором это сегодня возможно.

— Означает ли участие ЮНЕСКО, что будут обсуждаться «больные» вопросы культурного наследия — например, передача храмов-музеев в распоряжение Русской православной церкви?

— Петербуржцы всегда очень переживают за свой город, за свои ценности. Мне кажется, хорошо, что сейчас решения о передаче Исаакиевского собора нет, потому что снова и снова волновать людей, неравнодушных к искусству, не стоит. Но вообще это вопрос не ко мне. Я 40 лет на сцене, и за всё это время не чувствовал какой-либо опеки со стороны ЮНЕСКО. Может, это и плохо. На форуме у нас будет возможность завязать с представителями ЮНЕСКО диалог. А может, они нам и не нужны — все-таки они в большей степени занимаются материальной культурой.

— Что предложит публике музыкальная секция форума?

— Мы всегда делаем большие концерты. В этом году будет вечер «Пушкин в опере», приуроченный к Году литературы. Будет также концерт, посвященный юбилею Чайковского.

— Вы будете дирижировать?

— Да. Сейчас я веду переговоры с прославленным польским композитором Кшиштофом Пендерецким, надеюсь, что он приедет. Тогда будет еще один вечер — посвященный уходящим великим композиторам, на смену которым пока никто не пришел.

— Почему «культурный форум», а не фестиваль?

— Потому что, помимо концертов, у нас проходят мероприятия для профессионалов — в частности, съезд руководителей концертных организаций России в капелле, публичные дискуссии в Главном штабе, круглый стол «Музыкальное искусство и СМИ», организуемый театром «Мюзик-холл».

— Вы были ректором Санкт-Петербургской консерватории. Сейчас там происходит очередная смена власти. Как вы смотрите на процесс?

— Консерватория находится в глубоком кризисе, и дело далеко не только в увольнении Михаила Гантварга. Я считаю, что консерваторию обязательно должен возглавлять большой артист.

— Гантварг, на ваш взгляд, к этой категории не относится?

— Он как раз относится. А тот, кто пришел ему на смену (и.о. ректора Алексей Васильев. — «Известия»), — мне кажется, нет. Гантварг — народный артист России, он заведует консерваторской кафедрой скрипки, это очень известный в Петербурге скрипач, у которого есть своя публика. Но дело не в нем, а в кризисе консерватории, который развивается по всем направлениям — и управленческому, и творческому. Профессорско-преподавательский состав очень пожилой, и смену себе эти люди не воспитали. Я бы даже сказал жестче: они сделали всё, чтобы эта смена не выросла. Людей моего возраста в консерватории почти нет — а это тот возраст, когда человек уже что-то знает и еще что-то может. Сейчас там преподают либо очень пожилые, либо совсем молодые. Уровень выпускников консерватории печальный. Талантливые люди предпочитают туда не поступать, они уезжают в другие места. Череда непрекращающихся заказных скандалов, в которые ввязывают консерваторию, дурно воздействует на ее имидж, в том числе международный. Вообще такие вещи значительно сильнее влияют на восприятие нашей страны, чем принято думать.

— Что должен сделать ректор, чтобы исправить положение?

— Несколько лет назад было время, когда можно было что-то исправить. Сейчас ситуация такова, что ректор, каким бы успешным он ни был, в одиночку не сможет вытащить консерваторию из кризиса. Теперь, помимо качественного управления — и с менеджерской, и с творческой сторон, — нужна еще и политическая воля.

— У череды заказных скандалов, о которой вы сказали, один кукловод?

— Нет, их устраивали разные люди. Каждый находит здесь свою «поляну». Эти люди садятся, как на медленно идущий поезд, в разных местах и спрыгивают тоже поочередно. Сейчас в здании консерватории идет ремонт. А когда у нас начинается ремонт, всегда возникают соответствующие интересы — у людей, которые и слова «консерватория» раньше не знали.

— Методы, которые используются для расставания с ректорами, с годами не становятся лучше. Вас увольняли путано и некрасиво.

— Ну, я вообще уникальный человек, поскольку подал в суд на министра культуры (тогда им был Александр Авдеев).

— Сейчас пока обошлось без обвинений в растратах. Но не обошлось без открытого письма...

— Это письмо было странным, потому что в нем нет никакой конкретики. Все и так знают, что в консерватории кризис. Мне кажется, оно было написано «на всякий случай» — если, например, Гантварг решил бы бороться. На самом деле письмо, на мой взгляд, не понадобилось.

— То есть бороться ни Гантварг, ни консерватория не будут?

— Думаю, что нет. И если еще раз кого-нибудь снимут и назначат — тоже не будут. А с другой стороны, ну написали бы профессора свое коллективное письмо, ну прочли бы его наверху. И что? Если открытое письмо написано не для того, чтобы подкрепить какие-то уже принятые решения, оно совершенно бесполезно. Будет прочитано и уйдет обратно — на стол тому человеку, против которого оно написано.

— Как вы вообще относитесь к институту коллективных писем, который возрождается на глазах?

— Не очень хорошо. Потому что, как уже сказал, письма действенны только тогда, когда это нужно. Но я не думаю, что этот институт возрождается, он существовал всегда.

— В 1990-е годы подобных писем было заметно меньше.

— В 1990-е годы был такой беспорядок, что все проблемы решались без писем. Никому не надо было прикрываться письмами.

— Два последних конкурса Чайковского прошли без побед российских скрипачей. Это тенденция или случайность?

— Это печальная тенденция. На обоих конкурсах не было явного российского лидера. Была небольшая группа «отрыва» — как у велосипедистов или спринтеров, когда несколько человек вырываются вперед, а за ними — никого. И, что особенно тревожно, все представители этой небольшой группы российских скрипачей очень возрастные — им по 30–32 года. Молодых нет.

— Гергиев полагает, что виноваты в этом, в частности, ведущие российские скрипачи, которые не хотят учить молодежь. К вам этот упрек относится?

— Сейчас уже нет. Я преподаю в Московской консерватории. В моей педагогической карьере был перерыв, связанный как раз с ректорством. А сейчас, кажется, наступил тот возраст, когда можно и нужно преподавать.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир