Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Армия
Российские Су-34 нанесли удар авиабомбами ОФАБ-250 по опорному пункту ВСУ
Общество
В Москве проходит акция «Георгиевская ленточка»
Общество
Первые автобусы с портретами ветеранов ВОВ отправились в рейсы в Москве
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Сирия с 1 мая ввела электронные визы
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
В Японии сообщили о возгорании на АЭС «Симанэ»
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Мир
СБУ заявила о проведении контрразведывательных мероприятий в Киеве
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Туризм
Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз россиянам
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Макрон поручил кабмину ограничить использование детьми смартфонов
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Мир
Представителя партии «Шанс» удерживали в аэропорту Кишинева по возращении из РФ

Американцы снова расчистили дорогу своему автопрому

По итогам 2015 года Volkswagen мог бы впервые стать самым крупным производителем мира, обогнав Toyota и GM
0
Американцы снова расчистили дорогу своему автопрому
Фото: REUTERS/Tobias Schwarz/Files
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Мы облажались». Это буквальное публичное признание исполнительного директора североамериканского подразделения Volkswagen Михаэля Хорна как нельзя лучше отражает то, что недавно произошло с Volkswagen Group. Скандал с занижением параметров выброса оксидов азота NOx в дизельных двигателях обретает всё более угрожающие последствия для немецкой корпорации, впереди многомиллиардный иск.

Нынешние проблемы Volkswagen вполне укладываются в определенную парадигму событий, условным отсчетом которых можно назвать 2008 год — этот и следующий за мировым финансовым кризисом год отметились чередой сенсаций. Американский концерн Ford сохранил устойчивость, но выбыл из пятерки лидеров и вынужден был продать компании Jaguar и Land Rover индийской Tata Motors. В 2009 году американский концерн Chrysler подал заявление о банкротстве и в итоге перешел под контроль Fiat Group. Наконец, столп заокеанского автопрома General Motors прошел процедуру банкротства и реструктуризации под управлением правительства США (в обмен на 60% акций GM получил $30 млрд, позже концерн выкупил эти акции обратно).

Вся эта турбулентность происходила на бумагах и где-то за дверями в кабинетах топ-менеджеров. Небоскреб GM в Детройте не провалился под землю, станки по-прежнему штамповали кузова машин. Однако для GM настала новая эпоха: по итогам 2008 года впервые за 77 лет концерн уступил звание мирового лидера по продажам. Вперед вырвалась Toyota, в 2009 году японцы сохранили лидерство, продав 7,8 млн (–13%) машин, за этот же год GM реализовал 7,5 млн автомобилей (–11%). С этого момента началась гонка преследования, в которую включился и концерн Volkswagen, резко увеличивший продажи (см. график).



В этот момент в автопроме — помимо форс-мажорных катаклизмов, как, например, землетрясения в Японии в 2011 году, сильно повлиявшего на производство японских предприятий, и кризисов на отдельных рынках, — появился новый ключевой механизм, влияющий на успешность компаний. Новым мировым регулятором стали ведомства США, призванные следить за нормами безопасности. В 2010 году разгорелся скандал из-за непреднамеренного ускорения автомобилей Toyota и ее люксового подразделения Lexus. Под давлением Национальной администрации по безопасности дорожного движения (NHTSA) японцы вынуждены были отозвать более 8,5 млн автомобилей. На первый взгляд самая крупная начиная с 1996 года сервисная акция не выбивалась из закономерностей американского рынка, где и местные автопроизводители регулярно призывали автовладельцев на замену потенциально опасных узлов и агрегатов. 

Отзыв отзыву рознь, и особенность этой кампании заключалась в больших репутационных потерях Toyota, подогреваемых расследованием властей США. К примеру, менеджмент Toyota был вызван для объяснений в конгресс, сенаторы поочередно устраивали собственные разбирательства, рекламируясь в СМИ. Впервые автопроизводитель выплатил столь крупную итоговую сумму штрафа — $16 млн в начале конфликта и $1,2 млрд спустя 2 года. Помимо этого резко снизились котировки акций Toyota, и в 2011 году ее глобальные продажи сократились на 6%. Скандал вынудил главу Toyota Кацуаки Ватанабэ подать в отставку, и его место занял Акио Тойода, правнук основателя компании Соитиро Тойоды.

Очень похожая ситуация с Volkswagen. Мартин Винтеркорн ушел в отставку, стоимость акций группы за эту неделю упала на треть, досталось и дочерним брендам: примерно также просели котировки Porsche и Audi. Паника на биржевых площадках рикошетом ударила по рыночной капитализации Renault, Peugeot и BMW. Регуляторы США потребовали отзыва почти полумиллиона дизельных автомобилей Volkswagen, проданных с 2009 по 2015 годы. Размер потенциальных штрафов оценен в $37,5 тыс. за каждый проданный автомобиль, что в итоге может вылиться в суммарный иск на $18 млрд — это официальная оценка Агентства по защите окружающей среды (EPA). Для сравнения, чистая прибыль концерна VW за 2014 год составила около $15 млрд. Это беспрецедентная сумма для штрафов в автопроме.

На этом список неприятностей не кончается. Продажи автомобилей с дизельными моторами всей группы VW приостановлены на всей территории США. О срочной необходимости в аналогичных расследованиях заявили и другие страны; примечательно, что в первую очередь это сделали представители государств с национальным автопромом — Франция, Великобритания, Южная Корея, Италия. По оценкам самого же концерна VW, «проблемных» дизелей может быть более 11 млн по всему миру.

Как ни странно, но эта история могла всплыть наружу еще в 2013 году. Именно тогда небольшая независимая некоммерческая контора «Международный совет по экологически чистому транспорту» (ICCT) со штаб-квартирой в Вашингтоне начала проверку дизельных версий Volkswagen Jetta и Passat, а также BMW X5. Расследование проводилось в Европе, где и были сделаны первые положительные экспертизы, далее изыскания перенесены в США, где более жесткие экологические требования, а компенсации по всем правовым коллизиям при прочих равных выше. К слову, глава этой независимой компании, Дрю Коджак — в прошлом вполне успешный чиновник с высоким статусом: программный директор комиссии по Национальной энергетической политике США (NCEP), а до этой должности Коджак проработал советником в упомянутом Агентстве по защите окружающей среды. Именно это агентство наряду с Калифорнийским советом воздушных ресурсов (CARB) с подачи компании Коджака обнародовало нарушения Volkswagen.

Нечаянно подставиться Volkswagen не мог, вину компании уже признал экс-глава группы Мартин Винтеркорн, а также, более эмоционально, Михаэль Хорн — крупные ошибки в мировой высшей лиге не прощают. Остаются вопросы. Почему компания ICCT не заявила о проблемах с дизелями Volkswagen еще в Европе в 2013–2014 годах? Потому, что законодательство европейских стран более консервативное в вопросе подобных разбирательств? Почему сумма иска баснословная, с какого потолка эта калькуляция? И самый главный вопрос — кто следующий? По итогам первого полугодия 2015 года Volkswagen впервые стал производителем № 1 и шел с хорошей динамикой продаж к итогу года. Вряд ли ему удастся сохранить набранные обороты.

В 2014 году концерн GM вынужден был отозвать 2,6 млн автомобилей из-за проблем с зажиганием, которые, по данным NHTSA, привели к более чем 100 (!) смертям в различных ДТП. В деле самоускорявшихся Toyota фигурировало пять летальных инцидентов, дизельные же двигатели Volkswagen никому не навредили. Ожидалось, что уже в середине этого года GM выплатит штраф — $900 млн. Сумма, несопоставимая с $18 млрд, да и та не спешит покидать счета корпорации.

Комментарии
Прямой эфир