Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Superjet нашел европейского заказчика в Исландии

Им стал местный перевозчик Greenland Express
0
Superjet нашел европейского заказчика в Исландии
Фото: REUTERS/Kieran Doherty
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Исландский перевозчик Greenland Express планирует заказать пять самолетов Sukhoi Superjet. Об этом «Известиям» рассказал гендиректор авиакомпании Герт Браск. Факт проведения переговоров также подтвердили в госкомпании — производителе суперджетов «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), но от дальнейших подробностей представитель компании отказался.

— Мы ведем переговоры с «Гражданскими самолетами Сухого» уже несколько месяцев, — рассказал Браск «Известиям». — Планируем получить два самолета уже в 2016 году, еще два — в 2017 году и последний — в 2018-м. Нам бы хотелось купить Superjet, потому что мы исландская местная авиакомпания, а эти самолеты как раз могут летать при такой низкой температуре. Более того, нам подходит размерность самолетов — у Airbus и Boeing нет аналогичных «Суперджету» машин, эти компании не заботятся о нуждах маленьких авиакомпаний [у авиагигантов действительно нет прямых конкурентов SSJ-100 — см. /news/590516].

Браск отказался раскрыть финансовые условия сделки. Каталожная цена самолета — $36 млн. Greenland Express пока не выглядит сверхнадежным партнером — компания временно не выполняет полетов: начав свою деятельность в июне 2014 года, в сентябре 2014 года авиакомпания вынуждена была приостановить полеты до конца 2015-го. На данный момент авиаперевозчик заново получает лицензию — сертификат эксплуатанта.

Greenland Express зарегистрирована в Гренландии и специализируется на местных маршрутах между Исландией и Данией. В парке авиакомпании, по данным сайта planespotters.net, всего один самолет — узкофюзеляжный среднемагистральный Fokker 100 (последний из этой серии сошел с голландского завода в 1997 году, Fokker обанкротилась в 1996 году). Для сравнения, у крупнейшей исландской авиакомпании Icelandair — 26 самолетов (все Boeing 757; заказано еще 16 Boeing 737).

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев уверен, что покупка «Суперджета» будет выгодна и исландцам, и россиянам.

— Чем больше заказчиков, чем шире география, тем лучше. Если этот заказ будет твердым заказом, а не намерениями, то остается лишь порадоваться, во-первых, за исландскую авиакомпанию, которая недорого получит очень эффективный самолет. А во-вторых, за ГСС, которая, несмотря на немотивированные санкции, сохраняет продукцию привлекательной для европейских рынков. Более того, выход на проектную мощность в 48 машин в год, а также снятие долговой нагрузки и господдержки в 100 млрд рублей делают ГСС не просто востребованной, но и привлекательной из-за более низкой — на 20–25% — цены, чем у конкурентов — Boeing и Airbus, — сказал Гутенев.

В этом месяце директор департамента финансирования экспорта ВЭБа Даниил Алгульян сообщил, что до конца 2015 года сделка по продаже «Суперджетов» на европейский рынок будет закрыта. Тогда Алгульян и ГСС отказались уточнять, имеется ли в виду сделка с Greenland Express.

— Нужно напомнить, что европейских контактов было много. К сожалению, это контракт опять с полуживой компанией, — скептичен главный редактор отраслевого портала Avia.ru Network Роман Гусаров. — Если раньше договоры подписывались с компаниями почти неживыми, но летающими, как, например, венгерская Malev, которая на момент подписания контракта еще выполняла рейсы, то сейчас подписывают контракты с компанией, которая не летает и лишь в будущем, возможно, захочет полететь. Такое уже было: берут 1–2 самолета, а потом либо у компании начинаются трудности, либо компания за них не платит, либо самолеты возвращают обратно. Хотелось бы, чтобы в «Суперджет» поверили состоятельные компании. Сегодня верят конкурентам — бразильскому Embraer 190 и Embraer 195 или канадскому Bombardier C100. У них есть и европейские заказчики, например компании группы Lufthansa.

На данный момент у «Суперджета» нет твердых контрактов на поставку самолетов в Европу. В октябре 2014 года было подписано соглашение о намерениях с бельгийской VLM Airlines на поставку двух SSJ-100 с опционом еще на две машины. Поставки должны были начаться в апреле 2015 года, но срок был скорректирован до III квартала 2016 года. Ранее два индонезийских заказчика «Суперджетов» прекратили полеты. В 2010 году индонезийская Kartika Airlines заключала контракт на поставку 30 SSJ-100, но в 2013-м компания остановила свою деятельность. Та же участь постигла и индонезийскую Sky Aviation. Венгерская Malev собиралась в 2009 году закупить до 30 самолетов, но в 2012 году компания обанкротилась.

Крупнейший иностранный заказчик SSJ-100 — мексиканская Interjet. Сейчас в авиакомпании летают 20 «Суперджетов», более того, недавно компания объявила, что будет использовать опцион еще на 10 самолетов. В рамках авиасалона МАКС-2015 (прошел в августе) казахстанский перевозчик Scat подписал твердый контракт на поставку 15 самолетов. Интерес к самолету также проявляют индийские и иранские авиакомпании, но контракты с ними пока не заключены.

Комментарии
Прямой эфир