Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Был у меня водитель в редакции. Хороший парень. Только была у него дурацкая привычка вместо ремня безопасности засовывать в клемму какую-то железяку, чтобы не пикало, что ты едешь без ремня. Я вечно его спрашивал — вот кого он хочет обмануть? Сигнализацию, время или смерть? Ну, в общем ему не удалось обмануть никого.

Ремни при всем их неудобстве как-никак добавляют шансов выжить при столкновении. А тут была затычка, и ремень просто болтался сбоку, когда его вытащили из искореженного салона. Правила на транспорте — любом, от дорожного до воздушного — написаны кровью, а не придуманы группой бюрократов. И любая попытка их обойти оборачивается, мягко говоря, неприятностями.

Еще не так давно отечественные машины не были оборудованы ремнями безопасности. Сегодня это трудно представить, но это так. Потом были придуманы подушки безопасности. И снова — долгие десятилетия наши машины не были ими оборудованы. Только иномарки. Но всё это — средства защиты пассажиров.

А вот когда задумались над тем, чтобы начать бороться с основной причиной тяжелых аварий на транспорте — усталостью водителей, тогда в ход пошли другие средства защиты и контроля. Особенно пригодилось такое устройство, как тахограф. Конечно, он был придуман сначала в Европе для контроля владельцев автопарков за водителями и машинами — насколько точно совпадает километраж с заявленным, каковы график использования автомобиля, его скорость и т.д.

Оказалось, что этот инструмент можно использовать для контроля за соблюдением безопасного графика вождения, — чтобы водитель не гнал сутками по дорогам, а затем, заснув за рулем, въезжал в заполненный школьный автобус на перекрестке. Цифровые тахографы вообще могут хранить данные до года, и сегодня все грузовые авто сходят с конвейера, оборудованные ими. Особенно в Европе с четырьмя сертифицированным производителями.

А что в России?

У нас их начали делать к 2010 году, когда по европейскому соглашению уже все должны были ввести приборы на транспорт. Но, как всегда, дело затянулось. Наши тахографы производят восемь компаний и стоят приборы до 27 тыс. рублей (установка — еще 25 тыс. рублей). Но дело не только в общем разгильдяйстве: стало ясно, что владельцы автопредприятий саботируют введение контроля.

Водители тоже не были рады контролю. Как в упоминаемом мною случае с ремнем безопасности. Только к 2012 году правительство поняло, что его грубо кидают со всех сторон. И в июне был издан закон, по которому тахограф обязателен к установке на всех авто, которые имеют больше восьми пассажирских мест, и грузовиков, которые перемещают опасные грузы. А с 2013-го — на все с весом более 3,5 т. Сюда тут же попали все «Газели», а заодно и такси.

Самый ярый защитник установки контроля — ГИБДД. Это понятно — с них всё время спрашивают за рост аварийности, а уж за резонансные аварии с гибелью многих людей вообще отрывают им погоны. Недаром в августе президент собрал совещание по поводу аварийности и смертности на дорогах. И многие на этом совещании выглядели довольно бледно. Что-то говорили про «предупредительно-разъяснительную работу». Но кого волнует эта работа, если люди исполняют свои обязанности только под карающим мечом закона, и то не всегда?

Плотной оппозицией против тахографов, а следовательно — против безопасности на транспорте, стали некоторые руководители из субъектов федерации, владельцы автопарков, отдельные водители. В общем, все те люди, которые в отличие от ГИБДД напрямую виноваты в росте аварийности и смертности. Поэтому были предусмотрены некоторые послабления для отдельных видов транспорта — отложить установку тахографов на городском транспорте, например, до 2017 года. Многими это было воспринято как победа экономики над здравым смыслом и безопасностью.

Но закон никто не отменял вообще-то. Другое дело, что нечетко прописана процедура наказания за несоблюдение закона. То есть тот же самый дорожный полицейский не понимает, на сколько он должен оштрафовать водителя, у которого нет тахографа, тем более если у того вместо тахографа стоит муляж с лампочкой. Прозрачной системы нет.

Еще один момент: цифровые тахографы — и европейские, и российские — базируются на криптографической записи. Европейские тахографы полностью являются средством криптографической защиты информации, включая датчик движения. Такими тахографами оборудованы все транспортные средства, осуществляющие международные перевозки. Штрафы в Европе такие, что ни одному водителю в голову не приходит желание не применять тахограф или, более того, ставить вместо него муляж, без криптозащиты.

Праздник в том, что по закону о безопасности дорожного движения российские тахографы с блокам криптографической защиты должны стоять на всех грузовиках и автобусах, но почему-то на многих грузовиках тахографов либо нет, либо продолжают стоять какие-то устройства, не соответствующие ни российским, ни европейским требованиям. И никакой инспектор по этим в кавычках тахографам не может определить, как ехал водитель.

Возможно, мы всё еще имеем возможность встретиться на дороге с усталым в хлам водителем, который гонит фуру 20 часов подряд без сменщика, потому что у него гниют помидоры. И тогда никакая индивидуальная защита типа ремней и подушек безопасности не спасет и не поможет. Вот так.

Комментарии
Прямой эфир