В поисках утраченного. Начало
Есть в отечественной экономике несколько отраслей, с которыми в былые времена обошлись как в известной песне: «До основанья, а затем...» Одна из них — сельское хозяйство. «Затем» прошло уже порядка 25 лет, и сегодня всем и каждому абсолютно очевидна необходимость пересмотра подходов к организации продовольственной безопасности населения России. «Сельское хозяйство — это как раз та отрасль, где мы можем и должны рассчитывать исключительно на себя, не только полностью обеспечивая потребности населения России, но и экспортируя сельхозпродукцию в другие страны», — уверен Юрий Никольский, директор по науке кластера биомедицинских технологий Фонда «Сколково».
Как и во многих других сферах, в деле возрождения отечественного агропромышленного комплекса (АПК) инновационный центр «Сколково» находится в авангарде: в августе, после подписания соответствующих документов, фонд стал принимать заявки от будущих резидентов. Уже сейчас о создании проектов по новому сельскохозяйственному направлению заявили порядка 20 компаний. К концу года ожидается, что количество заявок удвоится, а первые участники уже начнут конкретную работу по одному из пяти сегментов: растениеводство, животноводство и аквакультура, индустриальная микробиология, переработка сельхозсырья и лесоводство.
Добро пожаловать домой!
Не секрет, что на протяжении многих лет площадь пахотных земель в России уменьшалась на 20–30% ежегодно, в результате чего большинство сортов овощей и фруктов, которые мы видим на прилавках сегодня, — привозные. «Своя пшеница еще есть, а вот сахарная свекла уже в основном импортная, — говорит Юрий Никольский. — То же самое и с породами коров: многие отечественные породы родом из СССР сейчас уже просто не существуют, как почти не существует и индустриальной микробиологии, которая в советское время была отдельной сильной промышленной отраслью». Однако работа, начатая в «Сколково» призвана решить основные проблемы АПК, и инноваторы уверены, что все получится — в первую очередь потому, что вместе со стартапами, которые придут в кластер биомедицинских технологий, в Россию возвращаются суперпрофессиональные специалисты, нехватка которых сегодня остро ощущается в отрасли.
Так, один из них — доктор биологических наук, профессор Венского университета (Австрия) Алишер Тураев — готов разработать на базе «Сколково» и внедрить в сельское хозяйство России сразу две уникальные технологии по растениеводству. «После распада Советского Союза в течение длительного времени семеноводство в России не развивалось в основном из-за отсутствия государственной поддержки, — отметил профессор. — Доля высева некондиционных семян по основным сельскохозяйственным культурам достигает 30%. При таких условиях сорт реализует свою потенциальную урожайность только на 15–30%».
Согласно данным Минсельхоза РФ, в растениеводстве в настоящее время использование семян, производимых отечественными семенными компаниями, составляет лишь 30% от общего числа семян. Таким образом, объем качественного отечественного семенного материала ключевых культур сильно отстает от количеств, необходимых сельхозпроизводителям. По данным национальной Федеральной статистической службы, только для зерновых и бобовых культур доля посева семян российского происхождения является высокой и составляет около 96% общего объема рынка. Доля импортированных семян овощных культур и сахарной свеклы составляет 65%, картофеля — 53%, кукурузы — 34%, а подсолнечника — 28%.
«Две ключевые технологии необходимо как можно быстрее внедрить для решения проблемы и достижения независимости в семеноводстве, — уверен Алишер Тураев. — Технология удвоенных гаплоидов и молекулярные маркеры для быстрого анализа большого количества растений, для отбора лучших форм и сортов». Технология удвоенных гаплоидов позволяет за короткие сроки создать принципиально новые высокопродуктивные, скороспелые и устойчивые к болезням сорта и гибриды важнейших сельскохозяйственных культур. Чрезвычайно важными технологиями также являются молекулярная и геномная селекция и поистине революционное открытие метода направленного редактирования любых генов любых организмов. «Эта технология перевернет всю современную медицину, сельскохозяйственную науку», — подчеркнул Алишер Тураев.
Производство сельскохозяйственной продукции является одной из самых важных задач практически всех стран мира. Несмотря на то что в разных странах предпочтения по составу продуктовой корзины отличаются, принципы, определяющие направления растениеводства, очень схожи. Потребители все чаще предпочитают «зеленую» сельскохозяйственную продукцию, то есть экологически безопасную, природную продукцию гарантированно высокого качества. Предлагаемый профессором из Австрии проект как раз относится к области «зеленой» биотехнологии, методы которой за последние несколько лет стали широко применяться в сельском хозяйстве. К сожалению, сегодня Россия существенно отстает в этом направлении от ведущих стран.
Чтобы свекла стала еще слаще
Для того чтобы обеспечить население продукцией, удовлетворяющей всем запросам, производители нуждаются в качественных, высокотехнологичных сортах культурных растений, устойчивых к патогенам и вредителям, а также к стрессовым абиотическим факторам. Таким образом, устойчивый рост производства продуктов питания зависит в значительной степени от способности селекции быстро реагировать на запросы как потребителей и производителей, так и меняющиеся условия окружающей среды. «Сейчас в сельском хозяйстве все решают технологии, — отметил Юрий Никольский. — Например, технологии геномной селекции. Обычная селекция новых сортов овощей занимает 10–12 лет. А с помощью геномной селекции этот срок можно сократить до 3–4 лет. Если мы не будем пользоваться такой технологией, то произведенные нами сорта будут никому не нужны — весь мир уйдет далеко вперед».
Одной из значительных проблем отечественного растениеводства является отсутствие большой и доступной для селекционеров базы гаплоидных растений ценных сельскохозяйственных сортов российской селекции. Это значительно увеличивает временные и материальные затраты на производство новых сортов и сильно снижает конкурентоспособность отечественных селекционных программ. «Результатом селекции важных сельскохозяйственных культур являются сорта (линии) или гибриды, — рассказал Алишер Тураев. — Одной из наиболее эффективных, инновационных ключевых технологий, обеспечивающих решение проблемы получения гомозиготных линий, является технология получения удвоенных гаплоидных растений, представляющая собой эффективный инструмент для производства генетически однородных растений. Главным преимуществом использования технологии удвоенных гаплоидов в селекции растений является то, что популяцию гомозиготных удвоенных гаплоидов возможно получить за одну регенерацию. В то время как создание инбредных линий путем самоопыления исходных растений обычно занимает от 8 до 10 поколений».
Еще один проект, которым Алишер Тураев намерен заняться в «Сколково», — открытие новых соединений, которые оказывают влияние на рост и развитие растений и могут стать основой для получения новых гербицидов и регуляторов роста. Согласно анализу рынка Transparency Market Reseach, мировой рынок средств защиты растений достиг $48 млрд в 2011 году и, по оценкам, достигнет $71,3 млрд в 2018-м, увеличиваясь на 5,4% ежегодно. Гербициды являются основным сегментом этого рынка и достигли $19,9 млрд в 2011 году. «Таким образом, обнаружение новых, экологически чистых гербицидов является приоритетной задачей данного проекта, — отметил Алишер Тураев. — Фонд «Сколково» идеально подходит для наших проектов из-за ярко выраженного прикладного характера и близости к коммерциализации. Новое направление фонда, связанное с сельским хозяйством, очень своевременно и актуально».
Морепродукты без бюрократии
В «Сколково» прогнозируют, что к 2020 году резидентов, реализующих сельхозпроекты, будет не меньше двухсот, и работать в этих компаниях будет более тысячи человек. Предполагаемые привлеченные частные инвестиции за шесть лет оценивают примерно в 5 млрд рублей, возможную выручку резидентов за тот же временной промежуток — более чем в 7 млрд. Экспериментальных полей на территории иннограда не планируется — отработка технологий и тестирование научных гипотез будут проходить на внешних испытательных площадках. Первые же заявки неизменно радуют экспертное сообщество (фонд уже привлек к оценке стартапов около 60 российских и иностранных высокопрофессиональных специалистов), и не в последнюю очередь, своей оригинальностью. Так, Сергей Масленников, руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Института биологии моря Дальневосточного отделения РAН разработал проект создания на прибрежных территориях и акваториях южных субъектов ДВФО сети морских биотехнологических кластеров — биотехнопарков, которые смогут дать новые точки роста для развития прибрежной экономики и закрепления населения на территориях Дальнего Востока РФ. По мнению биолога, производственный потенциал территорий и акваторий позволяет выйти на объемы порядка 3 млн т продукции в год (морского биологического сырья — морепродуктов: беспозвоночных и водорослей) и создания порядка 1 млн рабочих мест.
«Все морские акватории у российского побережья Японского моря и юга Охотского моря находятся в благоприятных климатических условиях для культивирования и воспроизводства наиболее дорогостоящих на внутреннем и внешнем рынках промысловых гидробионтов, — рассказал Сергей Масленников. — Список объектов разведения и воспроизводства можно представить следующим образом: двустворчатые моллюски (гребешки, мидии, устрица, анадара, спизула), иглокожие (морские ежи и голотурии), ракообразные (промысловые крабы, крабоиды, шримсы, чилимы, рак-богомол) и макрофиты». Наиболее популярные виды, для которых отработаны технологии разведения и воспроизводства, это приморский гребешок, тихоокеанская мидия, гигантская устрица, травяная креветка, морская капуста. Два вида, приморский гребешок и гигантская устрица, входят в десятку мировых лидеров по культивированию моллюсков. Дальневосточный трепанг и камчатский краб являются одними из самых дорогих промысловых видов беспозвоночных. Морская капуста ламинария японская является самым высокопродуктивным видом растений, из разводимых на Земле. Урожай ламинарии японской достигает 200–300 т сырой массы с гектара, что соответствует 50–65 т сухой массы. По данным ФАО, объемы промышленного культивирования ламинарии японской в мире превышают 4,5 млн т в год. Таким образом, можно сказать, что прибрежные акватории дальневосточных морей России имеют исключительно выгодный набор видов для культивирования и воспроизводства. Так почему же мы не пользуемся такими преимуществами? «Я занимаюсь развитием морской аквакультуры давно и могу сказать, что данная отрасль искусственно тормозится в развитии с момента выхода закона о рыболовстве, — отвечает Сергей Масленников. — При том что это самая динамичная отрасль в мире среди сельского хозяйства. Регулирование отрасли крайне неэффективно, так как ведется чиновниками Росрыболовства. Необходимо коренное изменение системы с переносом основного регулирования на места. В случае с Дальним Востоком это может быть Министерство развития Дальнего Востока и (или) субъекты местных администраций. Морская аквакультура страдает от ничем не оправданной монополизации госразработок в подразделениях Росрыболовства и рыбохозяйственных институтах». В поисках поддержки в части разработки и внедрения ключевых технологий по получению элитного жизнестойкого посадочного материала для последующего товарного выращивания, создания системы устойчивого управления и регулирования марикультуры в прибрежной зоне, а также поддержки проектов по глубокой комплексной безотходной переработке морского сырья Сергей Масленников решил обратиться в Фонд «Сколково». «Уверен, что здесь к нашим разработкам отнесутся со всем необходимым вниманием», — подчеркнул ученый.