Сервисы Yahoo будут заблокированы из-за ролика ИГИЛ

Американская компания Yahoo Inc проигнорировала восемь требований
Роскомнадзора об удалении пропагандистского видеофильма ИГИЛ «Пламя войны», расположенного на видеосервисе
Screen.yahoo.com, — и теперь это видео внесено в единый реестр
запрещенной информации на основании требования Генпрокуратуры, интернет-провайдеры обязаны блокировать это видео. Об этом
«Известиям» сообщили в Роскомнадзоре.
Однако, поскольку Yahoo Screen использует защищенное соединение https, провайдеры не смогут
заблокировать конкретную страницу из реестра Роскомнадзора — придется
блокировать весь сервис по физическому интернет-адресу (IP). Более того,
поскольку у всех сервисов Yahoo, расположенных на интернет-доменах
третьего уровня (таких как mail.yahoo.com, finance.yahoo.com,
news.yahoo.com и пр., а также фотохостинг Flickr.com, купленный Yahoo в 2005 году), один и тот же набор IP-адресов — они также
окажутся заблокированными. Доступен останется поисковик Yahoo.com, у
него другой пул IP, рассказал представитель Роскомнадзора Вадим
Ампелонский.
Фильм «Пламя войны» длительностью около 55
минут представляет собой съемку военных операций с сопровождением на
арабском и русском языках от имени членов террористической группировки,
именующей себя «Исламское государство Ирака и Леванта». В субтитрах
говорится: «Война только начинается, и моджахеды ждут американских
солдат».
— Используемые в фильме видео и аудиоряд излагают
пути создания ИГИЛ на всех территориях современных
государств, а также способы вооруженной борьбы с лицами, не
исповедующими ислам: «Книга ведет, а меч помогает». Текстовое
сопровождение описывает конечный итог этой борьбы: «Лучи света теперь
провозглашают новую знаменательную эпоху для Уммы и всего мира, а это
возвращение исламского халифата и правления в свете шариата Аллаха на
земле...» Способ и содержание информации в целом свидетельствуют о том,
что фильм пропагандирует деятельность указанной террористической
группировки с целью вовлечения в нее новых участников, — пояснили в
Роскомнадзоре.
Ампелонский указал, что уведомления направлялись восемь раз по пяти доступным публичным адресам компании Yahoo.
Фильм
«Пламя войны» снят студией «Аль-Хайят» и опубликован осенью 2014 года, в
феврале 2015 года Тверской суд Москвы запретил распространение
пропагандистского фильма «Пламя войны» на территории России, фильм был
внесен в перечень экстремистских материалов, который ведет Минюст.
Впрочем, Генпрокуратура заинтересовалась произведением еще в конце 2014
года, по ее требованию в декабре был заблокирован популярный видеосервис
Vimeo («закон Лугового» о блокировке экстремистских ресурсов без
решения суда вступил в силу 1 февраля 2014 года). Роскомнадзор объявлял,
что обращался до этого к администрации портала четырежды; Vimeo после
удаления «Пламени» был разблокирован, он оставался недоступен для
отечественных пользователей около суток.
Это не единственный
фильм ИГИЛ, который запрещен в России. Так, в июле 2014 года фильм «Звон
мечей» был включен на основании решения Минераловодского горсуда в
Федеральный список экстремистских материалов Минюста. «Звон мечей» снят
суннитской группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта»,
опубликован весной 2014 года, в фильме показаны сцены нападений боевиков
на правительственные войска в Ираке и семьи военных. Прокуроры
указывали, что фильм заведомо направлен на возбуждение религиозной
розни, пропаганду неполноценности, унижение достоинства человека и
группы лиц по признаку их принадлежности к различным религиозным
течениям и вероисповеданиям.
С тех пор прокуроры отслеживают
размещение «Звона мечей» в соцсетях: например, в феврале 32-летнего
жителя одного из сел Марий Эл оштрафовали по решению суда за публикацию
ролика на 1 тыс. рублей. Мониторинг распространения видео ведет также
Роскомнадзор: к концу октября 2014 года с популярных в Рунете ресурсов
удалено три сотни копий фильма, в материалах ведомства указывалось, что
наиболее оперативно материал был удален с площадок «ВКонтакте» и
YouTube. В отличие от фильма «Пламя войны» фильм «Звон мечей» был
произведен другой студией исламской группировки «Аль-Фуркан».
Муфтий
Духовного управления мусульман города Москвы и Центрального региона
Альбир Крганов рассказал, что акцент в пропагандистских роликах ИГИЛ
сделан на социальном неравенстве и несправедливой политике государства.
—
Фильмы сделаны таким образом, что простой обыватель после просмотра
сразу попадает под влияние исламистов. В роликах рассказывается о том,
что в мире, в котором живут люди, нет справедливости. И бойцы ИГИЛ как
раз воюют с этим государством, которое не может дать людям правильной и
счастливой жизни. Через ролики пытаются воздействовать на больные места
общества: несправедливость в государстве, неравенство в религии и
неравноправие в обществе, — пояснил Крганов. — Борьба с распространением
подобной информации в интернете необходима, поскольку, как показывает
практика, люди, которые поддаются вербовке исламистов, как раз находят
информацию о них в интернете.
Эксперты отмечают, что
пропагандистские ролики опасны в первую очередь из-за того, что бьют по
самым больным местам общества — социальное и религиозное неравноправие, а
также потому ролики сняты на профессиональном уровне; высоко оценивало
техническую составляющую контента боевиков американское агентство CNN.
Как подчеркнул президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский,
у исламистов прекрасная PR-подготовка.
— Исламисты,
отколовшиеся от «Аль-Каиды» и сформировавшие ИГИЛ, блестяще подготовлены с точки зрения пиара. Поскольку
эту структуру создавало государство Катар, то были привлечены
специалисты, сформировавшие лучший в арабском и исламском мире телеканал
« Аль-Джазира». При помощи этих специалистов исламисты ИГИЛ смогли
сформировать очень эффективную агитационно-пропагандистскую систему,
рассчитанную на привлечение волонтеров и спонсоров, на рекламу своих
действий, — поясняет Сатановский. — Игровые и документальные фильмы, в
том числе «Пламя войны» и «Звон мечей», — это высшее достижение
террористическо-исламистской агитации и пропаганды, снятое куда лучше,
чем голливудские блокбастеры. На самом деле культура интернет-джихада
действует на разные возрасты: мультфильмы для маленьких детей,
джихадистский рок и рэп для молодежи, садистские ролики для людей со
склонностью к жестокости и, напротив, романтические ролики для девушек,
которые хотят выйти замуж за бойца. Ярким примером искательницы
романтической истории стала студента МГУ Варвара Караулова. Исламисты
используют все каналы доставки информации, в том числе Twitter,
Facebook, WhatsApp.
Что касается бездействия американской
корпорации Yahoo, то, как считает профессор кафедры современного Востока
факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач, такие
жестокие фильмы, как «Звон мечей» и «Пламя войны», могут и пробуждать
неприятие к террористам, в том числе по этой причине американские
сервисы могли допускать размещение ролика. Однако Сатановский считает
иначе и указывает, что борьба США с ИГИЛ в целом
вызывает вопросы.
— Это большой вопрос, борются ли они с ИГИЛ.
Потому что именно американская служба безопасности могла бы уничтожить
достаточно легко киберджихад. Однако этого американцы не делают. У них
хватает ресурсов для того, чтобы следить за Меркель и прослушивать
Олланда, но у них якобы нет времени и желания на то, чтобы отсечь
киберпропаганду, — подчеркнул эксперт.
Ранее в прессе разных стран
неоднократно появлялись обвинения США в поддержке ИГИЛ. Так, по словам
начальника генштаба вооруженных сил Ирана Хасана Фирузабади, самолеты
американских ВВС постоянно совершают полеты в аэропорты, которые
контролируются боевиками ИГИЛ. «Американцы на словах утверждают, что они
хотят противостоять ИГИЛ. А на деле мы видим другое — они ведут
наблюдение и проводят рекогносцировку», — передавало слова генерала
иранское агентство Fars.
По мнению президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, США «имитируют борьбу с ИГИЛ».
—
ИГИЛ — это не стихийно возникшее протестное движение. Их информационная и
пропагандистская мощь показывает, что за группировкой стоят мощные
структуры, которые занимаются психоанализом, информационным анализом и
геополитическим анализом. Если ставить вопрос, кому это выгодно, то
первый же ответ — США. Цель, преследуемая Штатами, — дестабилизировать
Ближний Восток и разрушить единство исламского мира, а также нанести
удар по позициям России и Китая. ИГИЛ — союзники США в борьбе против
своих конкурентов, а борьба Штатов с этими террористами сымитирована, —
считает он.
Против ИГИЛ борются сирийские повстанцы,
иракская армия, шиитские ополченцы, курдские отряды самообороны и
возглавляемая США коалиция, которая наносит воздушные удары. Россия не
принимает прямого участия в военных действиях на территории Сирии,
однако не отрицает того, что оказывает серьезную поддержку поставками
техники и вооружений, а также в подготовке сирийских военнослужащих. В
МИДе на днях заявили, что главная цель поставки российской военной
техники в Дамаск — борьба с терроризмом. По мнению главы МИД РФ Сергея
Лаврова, правительственные войска Башара Асада являются самой
действенной силой в борьбе с террористической организацией ИГИЛ. Напомним,
в конце декабря 2014 года Верховный суд РФ признал ИГИЛ экстремистской
организацией и запретил ее деятельность в России.
Портал Yahoo! занимает 5-е место в мире по посещаемости (по версии сервиса Alexa.com), в 2000-х компания планировала открыть представительство в России, но ни одна из попыток выйти на местный рынок не была реализована; ряд сервисов Yahoo русифицирован. В Yahoo Inc. не смогли оперативно ответить на запрос «Известий».