Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
МО РФ сообщило об уничтожении 11 БПЛА ВСУ над Калужской и Курской областями
Мир
Во Франции заявили об обсуждении необходимости переговоров по Украине
Экономика
Реальные пенсии в России выросли на 7,1% по сравнению с прошлым годом
Интернет и технологии
В РФ появится международная онлайн-платформа для игры в шахматы
Мир
Правительство Армении сообщило о прибытии более 78 тыс. человек из Карабаха
Мир
В Москву прибыл министр внешнеэкономических дел КНДР
Мир
Глава МО Турции заявил о готовности к переговорам с РФ, Сирией и Ираном
Мир
В РФ выразили надежду на получение виз для работы в комитете ГА ООН
Общество
Движение по Крымскому мосту приостановлено до утра 29 сентября
Спорт
В Москве подвели итоги турнира по стрельбе из лука на Кубок генпрокурора РФ
Общество
Умер бывший депутат Госдумы Геннадий Райков
Общество
Путин поручил до 15 декабря определить источники финансирования центра исторической памяти
Экономика
«Газпром» в первом полугодии 2023 года снизил добычу газа на 25%
Мир
МО Белоруссии сообщило о нарушении границы польским вертолетом

Конкурсы на поставку спутников вещания пройдут без иностранцев

Последний аналогичный тендер выиграла французская Astrium SAS
0
Конкурсы на поставку спутников вещания пройдут без иностранцев
Фото: reshetnev.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ближайшие тендеры на производство и поставку спутников вещания для госпредприятия «Космическая связь» (ФГУП ГПКС) пройдут в закрытом режиме, то есть без приглашения к участию иностранных компаний. Это условие содержится в проекте конкурсной документации, направленной ГПКС и курирующим компанию Федеральным агентством связи («Россвязь») на согласование в правительство. Речь идет об аппаратах «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

По словам генерального директора ГПКС Юрия Прохорова, закрытый характер конкурса определяется набором задач, стоящих перед данными космическими аппаратами. 

— Есть в них определенная специфика, диктующая выбор в пользу отечественного производителя, — говорит Прохоров, не уточняя деталей.

Последний конкурс на право изготовить космический аппарат «Экспресс-АМУ2» проходил открыто и закончился скандалом, который в своей судебной части не завершен до сих пор. В январе 2014 года ГПКС назвала победителем тендера европейскую Astrium SAS, предложившую самую низкую цену в 4,8 млрд рублей и кратчайший срок изготовления и поставки спутника.

Второе место в тендере досталось российскому производителю — ИСС имени Решетнева. Руководство «Решетнева» посчитало результат конкурса несправедливым, подав иски в суд и в ФАС. Ни в арбитраже, ни в антимонопольной инстанции российский производитель поддержки не нашел, и там и там конкурс сочли правомерным. Но зато на сторону «Решетнева» встала Военно-промышленная комиссия (ВПК), которая сочла нецелесообразным приобретение этого спутника за рубежом.

Решение ВПК касалось конкретного аппарата, но на фоне истории с «Мистралями», когда французское правительство наложило запрет на поставку готовых кораблей в Россию,  французские компании стали терять заказы в РФ.

Оператор спутниковой связи «Газпром космические системы» («Газком») решил пересмотреть отношения с французской Thales Alenia Space, выигравшей в 2013 году контракт на производство и поставку «под ключ» космического аппарата «Ямал-601». А глава Минкомсвязи Николай Никифоров предложил наложить отраслевые санкции на Францию и французские компании, в частности, указав ГПКС на необходимость разорвать отношения с Eutelsat — крупнейшим в мире оператором спутниковой связи со штаб-квартирой в Париже.

Спутники вещания традиционно относятся к продукции двойного назначения, там обычно предусматривается обеспечение связью «спецпотребителей», поэтому при желании власти Франции, ЕС или США (как обладателя прав на применяемые технологии) могут запретить поставку этих аппаратов в Россию, используя существующие запретительные механизмы. Поэтому обозначенный повод — специфика аппарата — запросто может быть использован и в дальнейших тендерах.

В отсутствие иностранных поставщиков конкурс превратится в формальность — его наверняка выиграет ИСС имени Решетнева как единственный на сегодняшний день изготовитель спутников соответствующего типа в России.

Потенциальный победитель должен будет не только спроектировать и построить аппарат, но и вывести его на орбиту, испытать и сдать заказчику «под ключ». Это новое условие в такого рода конкурсах — прежде ГПКС участвовала в процессе на всех этапах.

— ГПКС была вынуждена самостоятельно закупать у производителя блоки полезной нагрузки, контролировать производство обтекателей, отправлять на космодром топливо, обеспечивать питание, наши специалисты ездили на приемку системы разделения, — вспоминает Прохоров. — Ну разве это нормально? Николай Никифоров ранее заявлял, что мы должны получать готовый аппарат уже на орбите. Ближайшими конкурсами мы и проверим — работает ли в России такая модель.

Глава ИСС имени Решетнева Николай Тестоедов не видит проблем в новых условиях конкурса.

— Мы уже реализовывали такие задачи, например, на проекте KazSat 3, — говорит Тестоедов. — Там мы отвечали за строительство аппарата, покупку ракеты, поиск спутника-попутчика, выведение на орбиту. [Казахстанскому] заказчику на орбите сдали готовый аппарат что называется «под ключ». Нам заказчик тогда доверил всё, в том числе страхование. Мы готовы к повторению этого опыта на любом проекте.

Ориентировочная стоимость каждого аппарата — €100–110 млн (полезная нагрузка для спутника в любом случае будет приобретаться за рубежом, предположительно у Thales Alenia, поэтому ценовой ориентир закладывается в евро). Ракеты и пусковые услуги добавят к каждому контракту по 3,2 млрд рублей — столько в ценах 2015 года стоят все компоненты программы выведения: ракета «Протон-М», разгонный блок «Бриз-М», головной обтекатель, услуги по запуску с транспортировкой ракеты и спутника на космодром.

— Вся программа будет финансироваться из собственных и заемных средств ГПКС, бюджетные деньги не привлекаются, — говорит глава ГПКС. — Бизнес-план проекта был представлен на рассмотрение в «Россвязь» (эта инстанция курирует ФГУП ГПКС. — «Известия»). Разумеется, мы исходим из того, чтобы в результате окупить вложения и получить прибыль — иные финансовые модели не стали бы рассматривать в банковских структурах, с помощью которых привлекается финансирование.

В проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, направленной Роскосмосом на согласование в министерства, запуск «Экспресса-АМУ3» намечен на 2018 год, «Экспреса-АМУ7» — на 2019-й.

В Россвязи от комментариев воздержались.

Комментарии
Прямой эфир