Волна насилия, прокатившаяся по многим регионам, вернулась туда, откуда стартовала, – в Киев. Но вовсе не Конституция стала причиной беспорядков в центре столицы Украины, в результате которых трое бойцов Национальной гвардии погибли. Победители Майдана намертво сцепились в борьбе за власть. И в этой войне вопрос децентрализации стал лишь очередным заложником.
Принятие изменений в Основной закон – обязательство Украины согласно Минским соглашениям и предвыборное обещание президента Порошенко. Согласно исследованию TNS On-line за август 2015 года, 52% украинцев положительно оценивают идею децентрализации власти. Отрицательно к ней относятся лишь 14% опрошенных. Тем не менее, несмотря на поддержку народа и давление западных партнеров, с самого начала было понятно, что провести закон через парламент будет непросто.
Необходимость признать в нем существующие уже давно де-факто «особые районы Донецкой и Луганской областей» стала возбудителем для украинских политиков. Причем не только для радикалов. Даже во фракции президента Порошенко нашлись люди, отказавшиеся поддержать закон. Не только вопреки воле президента, но и вопреки здравому смыслу.
На самом деле, принятие поправок в Конституцию вовсе не является шагом навстречу ДНР и ЛНР. В ней лишь в одном случае упомянуты «особые районы» в мало что значащей формулировке, что «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом». Законом, которого нет пока даже в виде черновика. Фактически речь идет о формальном выполнении Минских соглашений, даже, можно сказать, об элегантном обмане партнеров по мирным переговорам. А это значит, что причин бунтовать под стенами парламента у «патриотов» не было. Кроме причин политических.
Стремительное ухудшение экономической ситуации в стране и не менее стремительное падение рейтинга правящих партий вынуждает их как можно дальше дистанцироваться от президента и премьера. Те, кто не так давно стоял на сцене Майдана и, давясь слюной, делил портфели, сейчас стремятся любой ценой выскочить из катящегося под уклон поезда в уютную нишу оппозиции. Именно это вынуждает их критиковать любые инициативы президента. Даже те, которые очевидно выгодны Украине.
Пока электоральный ресурс такой оппозиции не позволяет ей претендовать на власть - большинство населения страны выступают за мирный процесс и против войны. Тем не менее его уже достаточно для того, чтобы надеяться на успех в будущем – в случае ухудшения экономической и политической ситуации в стране.
А это ухудшение не за горами. Дальнейшее сворачивание экономических связей с РФ, углубление кризиса и продолжение выматывающей братоубийственной войны на Донбассе неминуемо дадут радикальной оппозиции козыри, на которые власти будет сложно ответить.
Развитие ситуации объективно толкает Петра Порошенко к миру, нормализации отношений с Россией и с конструктивными политиками внутри страны. Однако радикализированная политическая обстановка и зависимость президента от внешних сил не дает возможности однозначно спрогнозировать, что у него это получится. Как и нельзя сейчас сказать, чем обернется для Украины новая война за власть между старыми соратниками. Но вряд ли есть повод ожидать чего-то хорошего.