Почти 60% жителей Москвы разводятся до 40 лет
Москвичи чаще всего принимают решение о разводе в возрасте от 25 до 39 лет. В первом полугодии 2015 года количество актов о разрыве семейных союзов в столице людьми этой возрастной категории составило более 18 тыс. (58% от всех разводов мегаполиса). Об этом свидетельствует статистика управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Москвы. Всего с начала года в городе было расторгнуто более 31 тыс. браков.
Споры о тапочках
Психолог и руководитель центра «Счастливая семья» Ирина Корчагина пояснила, что в возрасте до 39 лет люди максимально продуктивны и уверены, что жизнь можно весело и счастливо прожить и в одиночку.
— Если люди старше 40 лет чаще всего боятся остаться без пары и не хотят ничего в браке менять, как бы плох он ни был, то молодые уверены — они найдут еще нового партнера, а если нет — справятся со всеми проблемами сами, — говорит Корчагина. — Это возраст экспериментов, и чем моложе супруги, тем больше вероятность легкого разрыва. Люди не хотят искать компромиссов — поводом для развода может стать даже то, как супруг ставит тапочки или выдавливает зубную пасту.
Практика показывает, что конфликты в семьях, связанные с финансовыми вопросами, сексом и элементарным недопониманием двух партнеров, не всегда являются причинами для разрыва семейных уз — это, по мнению Корчагиной, лишь повод.
— Любую проблему можно решить, если оба субъекта желают свои отношения сохранить. Но в большинстве случаев люди просто не хотят напрягаться. Сейчас разводиться стало модно и легко: «надоело», «устали», «скучно», — c сожалением констатирует психолог. — Современное поколение воспитано в благополучное время трепетными родителями, отдававшими им максимум, — люди не знают о том, что в одиночку они могут чего-то не получить. В советское время семьи создавались в том числе и для выживания — супруги соединяли свои навыки: один рубил дрова, другой — носил воду. Сейчас быт полностью автоматизирован, а секс можно легко получить: свободные связи не порицаются. В целом мотивации для брака почти нет.
Корчагина также добавила, что только 30% процентам конфликтующих пар удается сохранить брак, в их числе и те, кто обращается за помощью к семейным психологам.
— Правда, чаще всего супруги приходят к третьему лицу не для того, чтобы наладить друг с другом конструктивный диалог, а за тем, чтобы на психолога переложить свои проблемы — в лице специалиста надавить на «непокорного» супруга и доказать свою правоту, — сказала Корчагина. — Проблема также и в том, что к психологу обращаются, как и к любому врачу, не сразу, а уже в самый критический момент, когда помочь почти невозможно.
Также Корчагина обратила внимание на то, что часто к окончательному решению — расстаться — супругов также подводят родители.
— Они не стремятся к тому, чтобы браки детей сохранялись. 80% родителей недовольны выбором спутника жизни своих чад: родительский эгоизм говорит, что супруга сына могла быть красивее, а муж дочери — умнее или успешнее, — отмечает Корчагина.
Полигамия души
По словам экспертов, на развод чаще всего подают женщины.
— Если мужчине чего-то не хватает, то он не будет сразу думать о разводе — он спокойно заведет любовницу, а может, и не одну. Он живет в полигамном режиме: одна любовница — веселая, другая — истеричка, а жена — это статус и чистая рубашка. Он получает от разных женщин нужные ему эмоции. Он любит всех — и ему это действительно удается, — сказала Корчагина. — Женщинам же сложно любить сразу нескольких человек и при этом считать такое положение вещей нормой.
Однако, несмотря на это, по словам Корчагиной, в браке одинаково изменяют и мужчины, и женщины.
— Измены мужей — стереотип. Большое количество приличных и очень благовидных женщин также имеют отношения на стороне, — отметила психолог. — У любовников ищут того, чего не хватает у супруга.
Отметим, что в США, cогласно данным ученых Стенфордского университета, также прослеживается такая тенденция — в 2015 году процент подавших на развод женщин за океаном составил 69%.
С годами только крепче
В то же время международный эксперт по вопросам репродуктивного здоровья на территории РФ Борис Лордкипанидзе считает, что вероятность расторжения брака меняется в зависимости от продолжительности совместной жизни.
— Самый высокий процент разводов в России у тех, кто прожили в браке от 5 до 9 лет. Те же, кто перешагнули планку в десятилетие, разводятся реже — это около 22%. Те, кто прожил в браке более 20 лет, разрывают связи в 12% случаев, — говорит Лордкипанидзе. — Интересно, что молодожены, прожившие вдвоем 1–2 года — это тот период, когда люди «притираются», — разводятся тоже редко: таких 16%. Люди, прожившие вместе 3–4 года, расстаются в 18% случаев.
Лордкипанидзе подтвердил информацию о том, что наиболее часто супруги решают расторгнуть брак из-за неверности одного из партнеров (24% разрывов), однако в последние годы наметилась и другая тенденция: всё чаще поводом для развода становится финансовая несостоятельность — 21% всех случаев.
— Не следует сбрасывать и эгоизм, гордыню супругов — 19% разведенных людей называют нежелание уступать причиной завершения отношений. Также семьи разрушает алкоголизм или наркомания, — сказал Лордкипанидзе.
Злосчастное разнообразие
Он пояснил, что эгоизм современных супругов часто связан с тем, что большинство людей имеют до брака более одного сексуального партнера.
— Это одинаково относится и к мужчинам, и к женщинам. Сексуальная свобода привела к тому, что не каждый, женившись, готов мириться с тем, что ближайшие 20–30 лет в его постели будет лежать один и тот же человек со своими желаниями, требованиями и печалями, — говорит Лордкипанидзе. — Женщины же всё больше эмансипируются, и если раньше невеста понимала, что в браке она будет ведомой мужем, — она выходила за мужа — то сейчас она в семье не готова «прогнуться», поступиться своими собственными представлениями о жизни, не готова себя в чем-то отказывать и больше времени посвящать семье, а не развлечениям. Всё это тоже приводит к конфликтам, а после — к разводу.
В вопросе мотивации для создания брака в России и за рубежом Лордкипанидзе провел параллель с мировой волной сексуальности — россияне снова запаздывают. По мнению психиатра, новые, несоветские принципы семьи сейчас в РФ только формируются.
— Сексуальная революция произошла на Западе в 1960-х, тогда как к нам она пришла только в 1990-х. Сейчас в Европе, CША всё устаканилось, чего нельзя сказать о нашей стране. За рубежом браки создаются с целью создания полноценной, финансово состоятельной ячейки общества, и чаще всего регистрируются браки не в 18 и не в 25 лет, а уже в более зрелом возрасте, — отметил врач. — И женщины, и мужчины на Западе, прежде чем принять решение о том, что они готовы вступить в брак, получают хорошее образование, делают карьеру. Оба партнера соответствуют друг другу социально, материально.
Как сообщали «Известия» ранее, согласно данным Росстата, в целом по России с января по май на 1 тыс. россиян приходится 5,4 брака (в 2014 году этот показатель составлял 6) и 4 развода (ранее — 4,8). При этом в 2015 году на 1 тыс. браков приходится 734 развода, тогда как в прошлом году было 806.