Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны

Национальный фронт без отца и основателя

Политолог Павел Святенков — о том, может ли помешать успеху французского политика политическая тень ее родителя
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Основатель «Национального фронта» Франции Жан-Мари Ле Пен исключен из собственной партии. Такое решение принял исполком организации. Ле Пен уже заявил, что крайне разгневан и намерен оспорить исключение в суде. Кроме того, он продолжает считать себя почетным президентом «Национального фронта».

«Я был избран на съезде, а не небольшой группой из пяти человек», — утверждает Ле Пен.

Первый секретарь Французской социалистической партии Жан-Кристоф Камбаделис ехидно написал в «Твиттере», что за решением исключить основателя «Национального фронта» стоит его собственная дочь, Марин Ле Пен, ныне возглавляющая партию, и назвал семью Ле Пен «Атридами власти» (мифологический род, известный многочисленными семейными убийствами).

Впрочем, аналогичные ассоциации пришли на ум и самому Жан-Мари Ле Пену. Он заявил, что его дочь «издалека руководила расстрельной командой, но не хотела быть ее частью… Да, она не убила отца лично, но он был убит ее приспешниками, которые целый день разыгрывали комедию... Это Марин Ле Пен лично приняла это решение».

Зачем же Марин Ле Пен пошла на столь драматичный кризис как в личных, так и в политических отношениях с отцом? Она пытается превратить «Национальный фронт» в респектабельную правую партию, способную претендовать на власть. До сей поры французская политическая система отторгала «Национальный фронт».

Выборы во Франции проводятся в два тура. Во второй тур на парламентских выборах проходят два или три кандидата, набравших наибольшее количество голосов. Но две главные партии Франции, социалисты и неоголлисты, всегда были в сговоре против «Национального фронта».

Это означало, что, если представитель партии Ле Пена даже и выходил во второй тур, ему приходилось иметь дело с единым кандидатом от «партий власти». Неоголлисты и социалисты объединялись — и представитель «Национального фронта» всегда проигрывал.

Самый яркий пример — выход Жан-Мари Ле Пена во второй тур президентских выборов 2002 года. Тогда социалисты, чей кандидат Лионель Жоспен оказался за бортом избирательной гонки, приняли решение поддержать президента Жака Ширака. Последний победил с неслыханным для Пятой республики результатом в 82% голосов.

Приход к руководству «Национальным фронтом» Марин Ле Пен позволил резко увеличить число сторонников партии. Современная, обаятельная, не допускающая, в отличие от своего отца, политически некорректных высказываний, она привлекла к партии новых сторонников.

Если на президентских выборах 2007 года Жан-Мари Ле Пен получил 10% голосов, то его дочь на выборах 2012 года — уже 17,9%. На выборах в Европарламент 2014 года «Национальный фронт» получил 24% голосов и 23 депутатских мандата из 74, предназначенных для Франции, а сама Марин Ле Пен стала евродепутатом (пройти во французский парламент ей до сих пор не удавалось).

Опросы общественного мнения показывают, что, если бы президентские выборы происходили сегодня, Марин Ле Пен имела бы хорошие шансы пройти во второй тур. Да, во втором туре она пока проигрывает почти любому мейнстримному французскому политику. Но счет уже будет не разгромным. Саркози : Ле Пен — 59%:41%, премьер-министр-социалист Мануэль Вальс : Ле Пен — 55%:45%, Олланд : Ле Пен — 52%:48%.

Иначе говоря, если Марин Ле Пен пробьется во второй тур, у нее есть шанс стать лидером французской оппозиции. Никто не верит сейчас, что ей удастся стать президентом. Но, в конце концов, когда Франсуа Миттеран в 1965 году вышел во второй тур против Де Голля, никто не верил, что будущий «сфинкс» когда-нибудь въедет в Елисейский дворец. Это случилось в 1981 году. Миттеран добился своего с третьей попытки. Так что Марин Ле Пен имеет неплохие шансы на политическую карьеру, если будет играть «длинную» политическую партию.

Престарелый папенька, однако, мешает. Вместо того чтобы играть роль почтенного патриарха, отошедшего от дел, азартный Жан-Мари постоянно высказывается по текущим политическим проблемам. Например, он не устает повторять, что газовые камеры были всего лишь «эпизодом» Второй мировой войны. Естественно, для современного европейца, тем более входящего в политическую элиту страны, такие высказывания недопустимы.

Жан-Мари Ле Пен — тот самый старый конь, который портит борозду. Причина тому, кажется, ревность к политически более успешной дочери.

Поэтому Марин Ле Пен вынуждена идти на жесткие оргвыводы в отношении собственного отца. В противном случае Жан-Мари Ле Пен утянет в политическое небытие партию, которую он сам же и создавал.

С точки зрения репутации «Национального фронта», скандал, пожалуй, может быть даже плюсом, ибо демонстрирует обновление партии. Но, конечно, для Марин Ле Пен все происходящее — тяжелый кризис, как партийный, так и личный.

Если ей удастся его преодолеть и добиться успеха на предстоящих в 2017 году президентских и парламентских выборах — значит, игра стоила свеч. Пока французская политическая элита вынуждена с большим скрипом и неохотой соглашаться на присутствие представителей «Национального фронта» в органах местной власти.

Если удастся пройти во второй тур президентских выборов — это будет прорыв. Пока же задача-минимум — создать фракцию «Национального фронта» в Национальном собрании. Ее там нет с 1988 года. Миттеран на короткое время либерализовал избирательное законодательство, что позволило Ле Пену провести своих депутатов в парламент. Затем власти испугались — и все вернулось на круги своя.

Если Марин Ле Пен удастся превратить «Национальный фронт» в третью главную партию французской политики, это будет серьезный успех. Она делает для этого все, несмотря на сопротивление французских верхов. Но для достижения цели приходится идти по политическим трупам, среди которых, как видим, оказалась и фигура основателя партии.

Тем не менее французские новые правые имеют серьезные шансы на успех. Если они его добьются, это будет означать серьезное изменение политического ландшафта всей Европы.

Комментарии
Прямой эфир