Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Фицо указал на отсутствие в ЕС решений проблемы высоких цен на энергоносители
Мир
США и Израиль нанесли удары по Ходейде в Йемене
Общество
Мишустин сыграл мелодию песни «Священная война» на осетинской гармонике
Мир
СБУ сообщила о задержании обложившего подчиненных данью комбата ВСУ
Мир
В Литве стартовали учения Iron Wolf 2025-I и Storm Defender 2025
Общество
В московском метро прошла акция «Синий платочек Победы»
Мир
Президент Лаоса посетит РФ и примет участие в праздновании 80-летия Победы
Мир
Сторонники ПЦУ отобрали два храма канонической УПЦ на западе Украины
Мир
Эрдоган обсудил по телефону с Трампом Украину, Иран и сектор Газа
Общество
Суд приговорил блогера Голдырева к шести годам колонии за изнасилование
Общество
Руководителем ГСУ СК по Подмосковью назначили Ярослава Яковлева
Мир
СМИ сообщили о привлечении украинских мигрантов на лесоповалы в Финляндии
Общество
Замглавы ФТС согласилась дать показания только после предъявления доказательств
Мир
Премьер-министр Мьянмы приедет в РФ и примет участие в параде Победы
Мир
Число погибших при опрокидывании прогулочных судов в КНР возросло до 10
Мир
Пи Дидди прибыл в суд для отбора присяжных по делу о торговле людьми
Общество
Житель ХМАО задержан по подозрению в подготовке теракта на железной дороге

Going out

Журналист Максим Соколов — о том, почему эмиграция мастеров культуры по нынешним временам обмельчала
187
Выделить главное
Вкл
Выкл

Значение выражения «каминг-аут» теперь знают все: «Трубы и литавры. Выходит Иванов и публично объявляет, что живет с Петровым как с женщиной. Всеобщее ликование. Музыка играет туш». Но подобно тому, как во всеобщем языке имеются парные глаголы tocome и togo, так и жанр каминг-аута дополнился жанром гоуинг-аута: «Трубы и литавры. Выходит Иванов и публично объявляет: "Я на Запад удаляюсь от ужасных здешних мест»".

Единственная проблема гоуинг-аута — с музыкальным завершением. Идеальным тут был бы хор «Ах, на кого ты нас покидаешь, отец наш! Ах, на кого ты нас оставляешь, родимый!». Однако вместо этого исполняется либо песня «Дорожная» хорового общества «Ленинград» п/у артиста С.В. Шнурова («Ехай на…»), либо, что еще ужаснее, ибо ломает всю драматургию действа, не исполняется ничего. «Удаляешься — так удаляешься, вольному воля, а граница открыта». Вместо возвышающего душу торжественно-траурного ритуала выходит пшик.

Не всегда удается дважды войти в одну и ту же реку.

Сорок лет назад, когда гоуинг-аут также имел место, драматический хор вполне раздавался, а искреннее «Ехай на…» — нет. Посылание проклятий вслед в газетных рубриках «За кулисами диверсий» не в счет, ибо официоз, причем кондовый, есть официоз. То, что не от души, то не считается.

Причина тому, что драматический хор тогда звучал, а теперь нет, прежде всего в том, что тогда был подлинный драматизм, а ныне его нет. Даже в брежневские вегетарианские 70-е (умолчим уж о более ранних эпохах) отъезд был разлукой навсегда. «Аэродром похож на крематорий». При таком расставании горькие чувства неизбежны.

В середине 2010-х, когда рейсы из Москвы отправляются обычным чередом и отнюдь не навсегда, вызвать в душе ту давнюю горечь расставания не получится. Аэропорт похож только на аэропорт. Тем более что и расставание не получается. Объявив торжественный гоуинг-аут, мастера культуры всё больше ездят туда да обратно. Речь идет скорее об увеличении мест возможного базирования, чем о вечном изгнании. А все-таки есть различие между умножением удобств и экзистенциальным выбором. Если бы Данте курсировал между Равенной и Флоренцией, великим изгнанником его бы не называли.

Есть, конечно, многие лондонские изгнанники, есть изгнанник Кох, изгнанник Невзлин, изгнанник Ходорковский, которые воздерживаются от курсирования туда-сюда, но навзрыдного «Россия уезжает из России» по поводу Коха или Чичваркина не произносят даже самые решительные агитаторы и пропагаторы. Иная Россия хоть бы и вся уехала.

Случаи Алигьери Коха и Ганнибала Чичваркина совсем пародийны, но вообще-то беда всего нынешнего гоуинг-аута в откровенной мелкости. Будь там фигуры, по своему культурному значению равнозначные Бродскому, Ростроповичу, Зиновьеву, к торжественному объявлению об отъезде прислушивались бы больше, но отъезд Гельмана в Черногорию или окончательное переселение Чхартишвили в нормандский замок — кого это может заинтересовать? Что на это сказать? Только охлажденное напутствие «Коль не любишь, не мил, Бог с тобою. // Коли лучше найдешь — позабудешь, // Коли хуже найдешь — пожалеешь» — и ничего более.

Мастера культуры, так малоудачно представляющие гоуинг-аут, в том не совсем и виноваты. Мелкость свойственна не только деятелям освободительного направления. Деятели хоть охранительного, хоть глубоко самобытного направления тоже мощью и масштабом не поражают. Вероятно, эпоха такая.

Но уж такая она или эдакая, а требований ума и такта никто не отменял. Торжественный гоуинг-аут откровенно смешон, хотя устроители таких действ, вероятно, предполагают совершенно другой эффект.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности