Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Происшествия
В Ленобласти после атаки ВСУ обнаружили пораженные части беспилотника
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Мир
В Германии решили переименовать партию Сары Вагенкнехт
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь дронов ВСУ над территорией России за четыре часа
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Independent сообщила о предстоящей встрече европейских лидеров с Зеленским в Лондоне
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
В США отметили превышающие помощь Украине закупки российского газа со стороны ЕС
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Мир
Президент Словакии отметил бесполезность отправки денег для военных нужд Украины
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Спорт
ФК «Спартак» сыграл вничью с московским «Динамо» со счетом 1:1 в матче РПЛ
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Общество
Термин «тревожность» стал словом года в России
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

«При работе над «Кармен» пришлось преодолевать много клише»

Главный дирижер Большого Туган Сохиев — о девятой по счету постановке знаменитой оперы Бизе в главном театре страны
0
«При работе над «Кармен» пришлось преодолевать много клише»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Большом театре готовится к выпуску новая версия оперы «Кармен» Жоржа Бизе в постановке режиссера Алексея Бородина. Премьерный блок из пяти спектаклей стартует 15 июля. Для главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева «Кармен» станет своего рода дебютом: он впервые выступил в качестве дирижера-постановщика оперы на Исторической сцене. В перерыве между последними репетициями маэстро ответил на вопросы корреспондента «Известий».

 «Кармен» пережила в Большом восемь постановок, имевших разную степень успеха. Как родилась идея поставить девятую версию «Кармен» и какова ее главная особенность?

— Вообще в Большом театре потрясающая история постановок «Кармен». Достаточно сказать, что на этой сцене роль Кармен исполняли Елена Образцова, Ирина Архипова, Мария Максакова.

А особенность новой постановки заключается в том, что мы решили вернуться к Бизе. Нам захотелось взять первоисточник, покопаться в нем и найти музыкальные и драматургические решения, которые исходили бы из оперной партитуры. Сам я неоднократно дирижировал этой оперой и всегда сталкивался с огромным количеством штампов. И речь здесь идет не столько о режиссуре, сколько о музыкальной стороне спектакля. Вы даже представить себе не можете, какое количеством клише надо преодолевать при работе над этой оперой! Нам приходилось переучивать партии, чтобы избавиться от ритмических, интонационных и смысловых неточностей. Бизе написал знаменитую «Хабанеру» в определенном ритме, и нужно его точно соблюдать.

Эта опера должна быть в репертуаре Большого театра. Как «Пиковая дама» Чайковского или «Борис Годунов» Мусоргского, она должна идти на Исторической сцене. Это однозначно и даже не обсуждается.

Вы так решили или гендиректор театра Владимир Урин?

— Мы вместе априори. Ведь музыка Бизе популярна, количество людей, желающих послушать ее, — огромно. На пять премьерных спектаклей давным-давно нет билетов в кассах.

Считаете, дело в опере, а не в том, что ее ставит Большой театр?

— Конечно, дело в «Кармен»! Музыка этой оперы известна всем. И далеко не факт, что мы имели бы такой эффект перед премьерой, например, куда менее известной оперы «Средство Макропулоса» Яначека.

 Что помешало перенести с Новой на Историческую сцену спектакль режиссера Дэвида Паунти, над которым также работал маэстро Юрий Темирканов?

— В первую очередь технические сложности — нам пришлось бы заново перестроить спектакль. Выходило, что проще поставить новый. Да и с музыкальной точки зрения спектаклем пришлось бы много заниматься: увы, Юрий Хатуевич Темирканов, который выпускал премьеру в 2008 году, давно уже не дирижировал «Кармен» в Большом.

 Почему вы взяли для постановки редакцию французского композитора Эрнеста Гиро с речитативами, а не авторскую версию с разговорными диалогами?

— Причина банальна: не все певцы могут хорошо говорить со сцены. В сравнении с актерами у них другая подача голоса. Чтобы озвучить историческую сцену Большого, нужно все слова произносить громко, а это колоссальное давление на связки, после которого сложно петь. Кроме того, исполнители должны свободно владеть французским языком. Какой смысл говорить 10 минут, если это будет звучать коряво? В таком формальном следовании редакции нет смысла.

 Среди солистов, принимающих участие в премьере, много выходцев из южных городов. Искали колорит?

— Нет. Мы просто выбрали голоса, способные наилучшим образом озвучить эту французскую оперу. Лично для меня география — дело десятое. Мне вообще кажется, что она мало кого волнует и в мировых театрах.

Мы определились с составом участников спектакля еще в прошлом сезоне. Алексей Бородин и я делали это вместе. Помню, что долго сомневались. Кто-то сходил с дистанции, кого-то включили в список последний момент. Многих я и сейчас продолжаю вовлекать в рабочий процесс.

 Вы довольны тем, как оркестр играет партитуру Бизе?

— Артисты оркестра — молодцы. Они с большим интересом включились в работу. В свое время Юрий Хатуевич всё сделал на высочайшем уровне, но часть музыкантов уже сменилась, некоторые забыли то, что делалось 7 лет назад. Так что нам пришлось всё долго и кропотливо выстраивать, особенно работать над штрихами. Из них-то музыка и складывается, в особенности французская. Если не соблюдать в ней оттенков, нюансов, которые написал композитор, то ее вовсе нет.

Прекрасный режиссер не стал помехой великому композитору?

— Ни в коем случае. Мы вместе работали, отталкиваясь от того, что написано в нотах. Когда рассуждали, каким должен быть спектакль, то обращались к партитуре и не пытались «навязать» композитору свое видение и трактовку. Напротив, мы пытались понять, чего же хотел сам Бизе.

Вам это удалось?

— Судить не нам, а публике. Пока могу сказать, что все партии впеты. Работа над «Кармен» началась пять месяцев назад, то есть довольно давно. Алексей Бородин с марта выстраивал сцены, делал этюды, работал над образами. Мы всё прописали в клавире, и дирижер-ассистент, ответственные концертмейстеры работали по моей партитуре. Даже в те дни, когда меня не было на репетициях, я знал ежеминутно, что и как происходит. И это очень важная составляющая работы. Все знают точно, чего я хочу в определенный момент музыки: какие темпы, замедления и паузы.

По театру ходят приятные слухи, что спектакль получился интересный и живой.

— Нам бы этого очень хотелось. Важно, чтобы все персонажи воспринимались не как оперные певцы на сцене, а как живые люди, чтобы публика сопереживала героям. Чтобы Кармен была естественной в своей непредсказуемости, а Микаэла — простой, невинной девчонкой, безумно влюбленной в Хозе. Чтобы любовь между Кармен и Хозе, между Микаэлой и Хозе получилась разной. 

Художественно спектакль придуман очень интересно. Я не ошибусь, если скажу, что все спектакли со сценографией Станислава Бенедиктова завораживают. Кроме того, в этой постановке очень важен свет. У нас в театре, слава Богу, есть прекрасный художник по свету — Дамир Исмагилов, который может сделать так, чтобы заиграли костюмы и декорации.

Вы разделяете для себя постановки на «традиционные» и «современные»?

— Нет. Для меня существует только ощущение настоящего театра. На мой взгляд, к «современному» театру можно отнести тот театр, который заставляет сегодняшнюю публику чувствовать, переживать и задумываться.

Работ таких масштабов, как в Большом театре, у вас раньше не было. Чувствуете особую ответственность?

— Мне кажется, что по масштабам ни один театр в мире не может сравниться с Большим. А чем больше театр, тем больше задач. Сейчас всем нам нужно много работать. В первую очередь имею в виду себя и творческие коллективы театра: оперную труппу, балет, оркестр, хор. В Большом останавливаться нельзя. Без постоянного ежедневного труда мы не сможем добиться того, чтобы театр постоянно развивался и при этом всегда оставался эталоном музыкального исполнительского искусства. Ведь именно этого ждут от Большого.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир