Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Белом доме попытки конфисковать активы РФ назвали сложным процессом
Армия
Плененные в Авдеевке солдаты ВСУ рассказали, как их обманывали командиры
Мир
Польскому фермеру предъявили обвинения из-за пророссийского плаката на тракторе
Общество
Синоптики предупредили о гололедице и осадках в столичном регионе 24 февраля
Происшествия
В Саратовской области в ДТП перевернулся автомобиль с детьми в салоне
Происшествия
Четыре человека погибли в ДТП с грузовиком в Костромской области
Мир
СМИ рассказали об обнаружении над западной частью США неопознанного воздушного шара
Армия
Рядовой Саленков в течение трех дней удерживал рубеж до подхода подкрепления
Мир
Сенатор Шумер заявил о жалобах Зеленского на поражение без помощи США
Происшествия
В МО рассказали о сбитых над Тульской и Курской областями украинских БПЛА
Наука и техника
МГУ отправит на МКС новую оранжерею модульного типа
Мир
США ввели новые санкции против «Совкомфлота»
Общество
В Курской области запустили сигнал ракетной опасности
Мир
Bloomberg узнало о блокировке Венгрией заявления ЕС по годовщине конфликта на Украине
Происшествия
Российские силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ в Брянской области

Минтранс хочет ужесточить ответственность за отсутствие тахографов

Эксперты считают, что чиновники озабочены сбором денег, а не безопасностью движения
0
Минтранс хочет ужесточить ответственность за отсутствие тахографов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тахограф — прибор, регистрирующий движение и остановки автомобиля, — по закону должен стоять на всех частных маршрутных такси, автобусах с более чем 8 местами и грузовиках. Однако на практике оказывается, что во многих случаях недобросовестные перевозчики игнорируют это требование, потому что ставить и обслуживать прибор дороже, чем платить штраф за его отсутствие. В результате бывает, что из-за отсутствия контроля режима труда водитель, утомившись, теряет концентрацию на дороге и становится причиной ДТП. Поэтому Минтранс разработал поправки в ст. 11.23 КоАП, согласно которым юрлицам-владельцам машин за отсутствие тахографов будет грозить штраф (пока ответственность лежит только на водителях и тех сотрудниках, кто выпускает машины на линию). Эксперты, впрочем, не уверены в эффективности предложенных мер.

Авторы поправок указывают в пояснительной записке, что закон ФЗ № 196 обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих коммерческим автотранспортом,  оснащать своим машины техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителей.

«Между тем ответственность за нарушение этой нормы законодательством Российской Федерации не установлена», — отмечается в пояснительной записке. «Поэтому предлагается установить меры административной ответственности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, за выпуск на линию транспортного средства без тахографа», — говорится в проекте изменений в КоАП. 

Точная сумма штрафа в проекте не уточняется, однако сейчас максимальное наказание, предусмотренное за это нарушение, составляет 10 тыс. рублей.

В Министерстве транспорта «Известиям» не смогли оперативно прокомментировать готовящиеся изменения. 

По мнению координатора общественного движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, эта инициатива Минтранса не связана непосредственно с защитой прав водителей. Он полагает, что ведомство преследует финансовые цели. По его словам, проект нацелен в основном на водителей-дальнобойщиков и привязан ко введению с ноября 2015 года обязательных cборов с каждого дальнобойщика по 3,73 рубля за 1 км пути. Минтрансу, считает правозащитник, понадобился более эффективный инструмент, обеспечивающий поступление средств.

— Минтранс скоро начнет сборы с дальнобойщиков за километр пути и хочет быть уверен, что деньги будут гарантированно собраны, — рассказал «Известиям» Петр Шкуматов. — Потому что сейчас водитель просто даст 500 рублей гаишнику и поедет дальше. В случае с юридическими лицами ответственность будет строже, и так просто отделаться не получится. 

При этом Петр Шкуматов отметил, что проблема несоблюдения условий труда коммерческими водителями сейчас очень актуальна. Водители перерабатывают, находясь за рулем по 10–12 часов, потому что конкуренция на рынке перевозок высокая и за меньшие деньги трудиться приходится больше. Транспортные компании начинают экономить, говорит Петр Шкуматов, и иногда такая экономия оборачивается трагедией.

— Сейчас цены на рынке снижаются за счет высокой конкуренции, — рассказал он. — Уже идет экономия на покрышках, на техническом обслуживании. Вспомним недавний случай в Омске, когда из-за того, что у автобуса взорвалось колесо и он выехал на встречку, погибло 16 человек. Это всё из-за подобной опасной экономии.

Петр Шкуматов также отметил, что сейчас тахографы ставят почти на все грузовые машины, маршрутные такси и автобусы.

Другие участники рынка осторожно оценивают инициативу.

— Даже новая система контроля режима труда водителя с ГЛОНАСС и карточками не всегда отвечает реальным потребностям водителей, потому что физически невозможно ездить, не нарушая условий и графика работы, — рассказал «Известиям» председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин. — Тахографы, установленные на различном коммерческом транспорте, постоянно регистрируют нарушения режима труда, и некоторым фирмам выгоднее сознательно от них отказаться, чем платить штрафы за выявленные нарушения.

К тому же, по его словам, тахограф может влететь компании в копеечку — приборы и изготовление карт водителей обходятся недешева: в среднем 30 тыс. рублей за прибор, а впоследствии его нужно и обслуживать. При этом он признал актуальность проблемы организации рабочего времени водителей коммерческого автотранспорта.

Участник правления некоммерческого парт­нерства «Содействие развитию тахографических систем» Максим Сухомлинов  в официальном отзыве на законопроект отметил, что цель предлагаемого закона плохо соотносится с проблемой, на решение которой он направлен.

«Наличие тахографа само по себе никак не влияет на безопасность движения. На безопасность движения влияет соблюдение режима труда и отдыха непосредственно водителем, — пишет Сухомлинов. — Поэтому происходит подмена понятий, а точнее основных задач. При принятии закона, в котором предусмотрят финансовую ответственность собственника автомобиля лишь за отсутствие тахографа, основная задача решена не будет».

Несколько иной точки зрения придерживаются поставщики тахографов — они, наоборот, полагают, что самим водителям невыгодно контролировать свой рабочий день. Так считают в Региональном центре тахографии.

— Некоторые водители и компании, которые должны ездить с тахографами, игнорируют эти требования: им проще платить штрафы, чем устанавливать тахографы, — рассказал «Известиям» на условиях анонимности один из сотрудников предприятия. — К тому же условия труда водителей не соблюдаются, никто сейчас не укладывается в восьмичасовой рабочий день, и народ ищет возможность обойти системы контроля тахографа. Поэтому проще его вообще не ставить.

Комментарии
Прямой эфир