Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские силы ПВО сбили восемь баллистических ракет ВСУ
Авто
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тыс. рублей
Политика
Правительство РФ не поддержало законопроект о депремировании работников
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Мир
Перевозившая более 30 туристов яхта затонула в Египте
Общество
Суд отклонил жалобу на арест фигуранта дела о мошенничестве с квартирой Долиной
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Аэропорт Антальи возобновил прием рейсов после возгорания самолета «Азимута»
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Путин распространил на Росгвардию выплату в 400 тыс. рублей за контракт на СВО
Общество
Мирошник заявил о попытке ВСУ устроить в Селидово «вторую Бучу»
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Общество
Уголовное дело возбуждено после столкновения фуры и автобуса в Ленобласти
Авто
Продажи китайских авто в России впервые могут достигнуть 1 млн за год
Происшествия
В Ростовской области задержаны замгубернатора и замминистра транспорта региона
Политика
Песков указал на эскалирующие действия администрации Байдена в ситуации на Украине
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Мир
Сырский поручил создать центры рекрутинга в каждой бригаде ВСУ

Более 500 блогеров получили статус СМИ

Норма о необходимости регистрации в качестве СМИ заставила многих популярных политиков получить новый статус для своих блогов
0
Более 500 блогеров получили статус СМИ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Спустя 10 месяцев после вступления в силу поправок в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые обязали популярных блогеров принять обязательства СМИ при публикациях, более 500 политиков и других известных персон получили новый статус своих персональных онлайн-страниц. Одновременно с этим интернет-площадкам, которые игнорировали требования Роскомнадзора, было вынесено несколько штрафов. При этом некоторые известные оппозиционные политики, в частности Алексей Навальный, количество фолловеров которого в Twitter перевалило за 1 млн, до сих пор не числятся в числе блогеров-СМИ.

Вступившая в силу 1 августа 2014 года новая редакция ФЗ еще во время подготовки документа получила название «закон о блогерах». Изменения касались введения обязанности для владельцев всех популярных сайтов и страниц, а равно аккаунтов в соцсетях с посещаемостью 3 тыс. пользователей в день зарегистрировать их в Роскомнадзоре в качестве блогов, на которые будут распространяться все ограничения, установленные для СМИ.

Некоторые эксперты тогда сочли новые нормы дискриминационными по отношению к блогерам, указывая на то, что, получив обязанности СМИ, никаких прав СМИ при этом они не получили. Другие называли новый закон пустым, не имеющим четких правил регистрации блогов, который, скорее всего, останется на бумаге и не будет применяться в реальной жизни.

Спустя почти год после принятия ФЗ в Роскомнадзоре рассказали, что за прошедшее время количество блогеров-СМИ исчисляется сотнями, а самыми активными блогерами в России стали политические деятели. Одним из самых известных «уклонистов» от закона о блогерах остается Алексей Навальный.

— На сегодня в качестве блогеров, которые имеют посещаемость более 3 тыс. человек в день и которые приняли на себя обязательства СМИ, зарегистрировалось более 500 человек. Среди них очень много известных политиков, где-то половина от всех, — рассказал пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. — Что касается штрафов, то было 2–3 случая. Но они касались не самих блогеров, по закону их мы не можем штрафовать, а интернет-площадок, где размещается аккаунт того или иного блогера.

Основными интернет-площадками, имеющими натянутые отношения с Роскомнадзором, как недавно выяснили «Известия», являются иностранные социальные сети — Twitter, Facebook и Google+. 18 мая глава Роскомнадзора Александр Жаров направил в компании, управляющие данными соцсетями, письма, в которых потребовал выполнять нормы российского закона о блогерах, в частности, в вопросе о раскрытии информации о суточной посещаемости того или иного аккаунта.

На сегодня за непредоставление этих данных КоАП (ст. 19.7.10) предусматривает штраф: до 300 тыс. рублей — для юрлиц, за повторное нарушение — до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

По мнению замначальника юридического управления холдинга «Новое содружество» Владимира Зажмилина, российский закон трактует Facebook, как и Twitter, организаторами распространения информации, и позиция Роскомнадзора понятна, даже если эти компании не имеют представительств в России.

— Пусть у этих компаний нет своих офисов в России и они с большой вероятностью будут игнорировать требования российского законодательства. Но в нашем законе они четко подпадают под организаторов распространения информации, и наша сторона вправе требовать соблюдения национальных норм, — сказал юрист.

Facebook, Google и Twitter входят в американскую юрисдикцию. Российское законодательство в том числе в части штрафов может задеть данные организации только при финансовой деятельности на территории РФ, что позволяет им достаточно скептически взирать на письма и предписания Роскомнадзора, кроме компании Google, имеющей дочернюю компанию в России. При этом сам продукт Google+ в России не является столь популярным, как Facebook или Twitter.

Ранее представители Роскомнадзора просили соцсети Facebook и Twitter зарегистрировать свои сервисы в России, предупреждая о штрафах и даже о возможном отключении ресурсов. Однако эти просьбы остались без ответа.

Вероятно, такое отношение является одним из факторов того, почему Twitter одного из самых известных оппозиционеров страны — Алексея Навального — до сих пор не принял на себя обязательств по регистрации аккаунта как средства массовой информации. При нежелании самого Twitter раскрывать информацию блогер-уклонист с миллионом фолловеров может особенно не переживать о статусе своего аккаунта, который станет блогом-СМИ только в случае добровольного обращения оппозиционера в регулирующее ведомство.

Несмотря на несовершенство закона, многие российские политики и популярные общественники не стали игнорировать его и сами обратились в Роскомнадзор за получением статуса блогера-СМИ.

— Мне сразу было понятно, зачем и кем инициирован закон, какие недостатки он призван был устранить. Я зарегистрировался в Роскомнадзоре одним из первых, по-моему, под номером 7 или 8. Сегодня никакого давления государства не ощущаю, возможно, потому, что просто не нарушаю закона. Я законопослушный человек и, даже если с кем-то ругаюсь, стараюсь не выходить за рамки уголовного и административного законодательств. Поэтому в ведении моей странички в Facebook, «ВКонтакте» никаких препятствий пока для меня не возникало, — рассказал глава совета Института развития интернета Герман Клименко.

Популярная актриса и депутат Госдумы Мария Кожевникова также стала одной из тех, кто попросил наделить их блоги новым юридическим статусом. На сегодня только в сети «ВКонтакте» у Кожевниковой насчитывается около 900 тыс. подписчиков.

— Закон о блогерах направлен прежде всего на деанонимизацию в Сети. Я считаю, что если у человека нет намерения публиковать заведомо ложную информацию, клевету, материалы экстремистского или провокационного содержания, то и незачем скрывать свое настоящее имя, — считает она. — Для тех, кто придерживается буквы закона, ничего не изменилось. Я как вела свой блог, так и веду, никаких изменений не произошло. Считаю, что любой пользователь должен нести ответственность за то, что он публикует. И не важно, читают его 3 тыс. человек в день или только 10.

Инициатор закона о блогерах, депутат Госдумы Вадим Деньгин (ЛДПР) считает, что закон себя оправдал, при этом никому особо не навредив.

— Все блогеры как работали, так и работают, никто не сидит в тюрьме, никто не ограничивает себя в тематике — просто стало меньше хамства и грубости. На воспитанных ответственных людей этот закон никак не повлиял, поскольку они и раньше не позволяли себе выходить за рамки, — заметил Деньгин. — А те, кто кричал, что мы посягаем на свободу слова, могли убедиться, что свобода слова и свобода нецензурного слова — вещи разные.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир