Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Патрушев заявил о полном провале планов Запада лишить РФ суверенитета
Общество
В Москве возбудили уголовное дело после смерти пациентки в частной клинике
Общество
На Запорожской АЭС провели 18-ю ротацию наблюдателей МАГАТЭ
Общество
Солдат ВСУ заблудился и попал в плен к российским военным
Экономика
ФАС возбудила дело в отношении Альфа-банка из-за рекламы ипотеки
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Общество
Блогеру Блиновской удалось пообщаться со своими детьми из СИЗО
Политика
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ на новый срок полномочий
Происшествия
В Орске заявили об угрозе прихода воды из-за перелива на границе с Казахстаном
Общество
Минпросвещения отметило независимость школ во включении гольфа в уроки
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Мир
Премьер Словакии Фицо высказался против принятия Украины в НАТО
Мир
В Кремле оценили идею Макрона о прекращении огня в мире на время Олимпиады
Общество
В Кургане задействовали более 500 полицейских во избежание мародерства
Общество
Суд отклонил апелляцию Каца на приговор о восьми годах колонии за фейки
Мир
Reuters сообщило о сорванных Киевом переговорах о судоходстве в Черном море

За границу — за знаниями

0
  За границу — за знаниями
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Падение курса рубля не ослабило спрос у российских специалистов на получение дорогого бизнес-образования за рубежом. За последние пять лет число наших соотечественников, обучающихся по программам MBA за пределами России, увеличилось в 1,5 раза.

В прошлом году, несмотря на ослабление курса рубля, более 3 тыс. россиян успешно сдали международный экзамен GMAT (Graduate Management Admission Test). Этот тест определяет дальнейшие возможности претендентов на обучение в бизнес-школах. Стоимость экзамена составляет $250 (12,5 тыс. рублей), поэтому цена ошибок для соискателей в прямом смысле высока. Необходимость значительных инвестиций на этапах поступления и дальнейшего обучения не снижает интереса к иностранным бизнес-школам в нашей стране. Ради достижения своей цели специалисты готовы даже брать подорожавшие валютные кредиты. «Удивительно, но после резкого роста иностранных валют количество поступающих на курсы по подготовке на вступительные экзамены MBA только увеличилось», — отмечает преподаватель компании MBA strategy Нина Антонова. В конце 2014-го — начале 2015 года спрос настолько превысил первоначальные скептические ожидания, что многим агентствам по подготовке GMAT пришлось даже расширять свои площади для организации новых аудиторий.

Мотивация взяться за ум

Зарубежные бизнес-школы предлагают широкий выбор образовательных программ. Самыми популярными и востребованными из них являются «классические» MBA (Master of Business Administration). Они различаются по специализации своего назначения от общего менеджмента до маркетинга, финансов, предпринимательства и информационных технологий. Популярным направлением также является EMBA (Executive MBA), ориентированная на руководителей высшего звена.

Среди основных причин, по которым российские профессионалы выбирают для себя получение дополнительного бизнес-образования, прежде всего остается желание личностного развития и новых карьерных возможностей. В крупных западных корпорациях, к примеру, отсутствие степени MBA сводит к нулю надежды сотрудников на очередное повышение. Такие строгие критерии применяются консалтинговыми фирмами и представителями банковского сектора. Выпускники вузов могут претендовать в таких компаниях лишь на позиции начинающих бизнес-аналитиков, и только получение степени MBA открывает для них путь на более высокие должности.

В компаниях реального сектора степень MBA помогает преодолеть застой в карьере и выиграть конкурентную борьбу за более ответственную и высокую руководящую позицию. Кроме того, получение степени бизнес-школы зачастую способствует желанию работника сменить направление развития своей карьеры. Так, вчерашний бухгалтер или программист может оказаться в штате аналитиков инвестиционного банка.

Согласно статистическим данным, средняя годовая зарплата выпускников бизнес-школ даже без учета бонусов и дополнительных выплат превышает $100 тыс. (5 млн рублей). Однако доходы являются не единственным мотивирующим фактором. Часто степень MBA российские специалисты стремятся получить для того, чтобы успешно иммигрировать, и в этом случае наиболее предпочтительными являются варианты обучения в Америке, так как в этой стране успешное окончание бизнес-школы дает выпускнику автоматическое разрешение на работу. Этот фактор в дальнейшем будет являться важным преимуществом, несмотря на то что официально западные компании декларируют равный подход к рассмотрению на вакантные должности кандидатов с любым гражданством.

Школы с разным подходом

Именно Америка является родиной программ MBA. В США находится самая известная бизнес-школа мира — Harvard Business School, основанная более 100 лет назад. Во многом по ее образовательным канонам создавались и первые европейские аналоги. В странах Старого Света флагманом престижных бизнес-школ считается INSEAD, которая появилась уже после окончания Второй мировой войны — в 1959 году. В Великобритании подобные учебные заведения появились еще позже — с середины 1960-х.

Более чем полувековая разница пред­определила существенные отличия между программами в США и Европе. Американская модель бизнес-образования — это полноценные два года обу­чения. На первом курсе преподаются фундаментальные предметы, которые необходимы для понимания основных принципов управления. На втором студенты изучают дисциплины по выбору для определения дальнейшей специализации. Обязательной частью программы является летняя стажировка. Европейская модель, в свою очередь, предполагает интенсивную одногодичную программу без обязательной практики. Некоторым исключением здесь являются программы, которые начинаются в январе и заканчиваются в декабре (с возможной летней стажировкой).

Ведущие американские бизнес-школы остаются признанными лидерами в сфере MBA и продолжают возглавлять многочисленные рейтинги. Тем не менее, с точки зрения экономической эффективности, европейские программы оказываются более предпочтительными. Их основное преимущество — короткий срок обучения. Сэкономленный год позволяет как можно быстрее вернуться к работе и быстрее начать отрабатывать средства, затраченные на образование. Обучение в Европе обходится значительно дешевле аналогов за океаном. Однако стоит отметить, что почти все американские бизнес-школы размещают своих студентов на кампусе, а вот счастливчикам, поступившим на европейские бизнес-программы, придется самостоятельно позаботиться о своем жилье.

Еще одно принципиальное отличие — это возраст студентов. Как правило, в европейских бизнес-школах он составляет около 30 лет, а в Америке варьируется в диапазоне от 25 до 27 лет. Тенденция свидетельствует о том, что для поступления в такие учебные заведения, как INSEAD, требуется более длительный опыт работы. Также для учебных заведений Европы характерны меньшая численность и более интернациональный состав учащихся. Так, швейцарская школа IMD набирает около 100 человек в год, а ведущие американские школы, например Harvard и Wharton (University of Pennsylvania), — более 900 человек. При этом в США число американских студентов на программы MBA достигает 80%.

Кроме того, по традиции в США почти все бизнес-школы являются частью больших университетов. Это позволяет студентам также активно участвовать в различных студенческих клубах. На мероприятиях таких ассоциаций можно познакомиться не только с успешными выпускниками, но и потенциальными работодателями.

Примечательно, что, согласно статистике 2014 года, четыре бизнес-школы в США могут похвастаться тем, что 98% их бывших учеников приступили к работе через три месяца после окончания учебы: это Chicago Booth (The University of Chicago), Goizueta (Emory University), Tuck (Dartmouth College) и Wharton. Goizueta уже третий год подряд стабильно выдерживает данный показатель, являясь, таким образом, мировым рекордсменом по количеству учеников, успешно трудоустроенных через три месяца после выпуска.

Цена уникальных знаний

Самая престижная в мире бизнес-школа Гарвардского университета заявляет плату за обучение в размере $61,2 тыс. в год. К ней также стоит добавить порядка $37 тыс. на обязательные сопутствующие расходы (оплата проживания, учебных материалов, еды, специализированного программного обеспечения, различных страховок и др.). С учетом того, что обучение длится два года, то общие расходы для студента составляют около $200 тыс., что при нынешнем обменном курсе эквивалентно 10 млн рублей. В других американских бизнес-школах затраты на обучение отличаются незначительно. Например, в MIT Sloan School of Management, Wharton, Chicago общие расходы за два года составят примерно $200 тыс. В европейских школах плата за обучение колеблется в районе €65 тыс., а сопутствующие расходы — от €20 тыс. до €23 тыс. Итого общие затраты составляют порядка €88 тыс. (4,9 млн рублей). В частности, в ведущей испанской бизнес-школе IESE плата за обучение и сопутствующие расходы равняется €86,6 тыс. Сумма хотя и весьма внушительная, но все-таки существенно меньше, чем необходимо для обучения в США.

Важно отметить, что часто бизнес-школы сами поощряют лучших абитуриентов за особые заслуги, предлагая существенные скидки. Для получения финансовой помощи также можно обратиться в приемную комиссию, представив на рассмотрение определенный пакет документов. Также возможно получить грант в специальной организации.

Для российских студентов самым популярным способом финансирования обучения остается банковский кредит. Так, поступившие в ведущие американские бизнес-школы специалисты имеют шанс на покрытие своих расходов полностью за счет заемных средств. Типовые параметры такого кредита составляют $200 тыс. сроком на 15 лет под 6% годовых (с отсрочкой платежей на 2,5 года). В европейских бизнес-школах с помощью кредита можно покрыть не более 70% расходов на обучение. Для решения проблемы поиска финансирования трое выпускников INSEAD создали специальную организацию Prodigy finance для выдачи специальных займов на обучение по программам MBA. Размер, срок и процентная ставка займа зависят от бизнес-школы и профайла абитуриента. Число учебных заведений, которые являются партнерами этой организации, постоянно расширяется.

«После успешных вступительных экзаменов меня приняли две бизнес-школы — Wharton и INSEAD. В первой предложили стипендию, равную оплате половины обучения. Тем не менее я выбрала для себя программу INSEAD в сингапурском кампусе, так как поняла, что не могу прожить больше года без своей работы. От образовательного кредита отказалась из-за процентных ставок, поэтому оплачивала обу­чение из собственных средств. Небольшую сумму пришлось взять в долг у друзей», — делится опытом Александра Игнатьева, консультант российского подразделения международной консалтинговой компании McKinsey.

Перспективы на рынке труда

Самые популярные работодатели Америки для выпускников MBA — это компании финансового сектора. Наиболее активными из них являются инвестиционные банки, фонды прямых инвестиций, хедж-фонды, а также консалтинговые компании. Отдают предпочтение таким специалистам и стартапы Силиконовой долины. В России перспективы обладателей дипломов ведущих бизнес-школ существенно отличаются. Несмотря на то что большинство ведущих мировых инвестиционных банков (Goldman Sachs, JP Morgan, UBS, Morgan Stanley) представлены в Москве, их штат весьма невелик и многие операции на развивающихся рынках они ведут из лондонских офисов. Наличие в нашей стране нескольких отечественных успешных фондов прямых инвестиций, например, Baring Vostok, вряд ли является обнадеживающим фактором для выпускников MBA, которые рассчитывают на массовый рекрутмент в финансовом секторе.

Согласно последнему QS TopMBA Jobs & Salary Trends Report, Россия возглавляет мировой рейтинг прогнозируемого спроса на обладателей степени MBA со стороны работодателей-соотечественников. Однако прогнозировать популярность и окупаемость диплома об окончании программы MBA на российском рынке труда в настоящий момент сложно. «В первую очередь работодатели обращают внимание на наличие диплома об окончании зарубежной бизнес-школы, — отмечает Елена Попова, независимый HR-консультант банковского и финансового сектора. — Получение MBA в российских учебных заведениях не котируется. Кроме того, в условиях, когда рынок труда в нашей стране переживает худшие времена с момента кризиса 2008–2009 годов, даже выпускникам бизнес-школ не стоит ожидать существенных привилегий и прибавок к зарплате. Степень дает «зеленый свет» при выборе компаний между соискателями-финалистами, не более того».

В качестве наиболее успешных примеров и самых известных выпускников MBA среди отечественной бизнес-элиты на сегодняшний день стоит отметить Александра Изосимова (бизнес-школа INSEAD), долгое время возглавлявшего «ВымпелКом» и Михаила Шамолина (бизнес-школа Wharton), который раньше возглавлял компанию МТС, а сейчас работает в руководстве холдинга АФК «Система». Предпринимательство и индустрия стартапов развиваются в России гораздо медленнее, чем в США, но, тем не менее, известно и несколько весьма успешных проектов. Выпускники бизнес-школы Stanford Камиль Курмакаев и Максим Фалдин основали компанию Wikimart и сегодня входят в топ российских интернет-миллионеров. Еще один выпускник бизнес-школы Stanford — Сергей Фаге основал многомиллионный онлайн-сервис по бронированию гостиниц по всему миру Ostrovok.ru.

Наиболее популярными работодателями для выпускников бизнес-школ в России в данный момент остаются консалтинговые компании. Также стоит отметить российские офисы западных корпораций FMСG (Fast Moving Consumer Goods), к которым относятся компании, занимающиеся производством товаров повседневного спроса (Mars, Danone, British American Tobacco, Johnson&Johnson и т. д.). Эти компании активно проводят презентации прямо в кампусах бизнес-школ для набора в российские представительства.

В то же время, по подсчетам сайта Poets & Quants, в 2014 году 85,9% выпускников топовой десятки американских бизнес-школ получили предложения о работе сразу после выдачи диплома, 80,3% из которых были приняты. В течение трех месяцев после выпуска приглашения от работодателей успели получить 95,4% обладателей диплома, 91,9% из которых согласились занять предлагаемые должности.

Комментарии
Прямой эфир