Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Мыслить глобально

0
Мыслить глобально
Фото: YAY/ ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня только каждый четвертый российский менеджер имеет бизнес-образование. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы интерес к получению профессиональных управленческих знаний и навыков в стенах специализированных бизнес-школ будет расти. «Известия» выяснили, каковы сегодня основные тренды бизнес-образования и на что стоит обратить внимание абитуриентам, поступающим в бизнес-школы.

Надо отметить, что повышенный интерес к обучению по программам MBA наблюдается именно во времена стагнации экономики, когда на рынке труда практически нет интересных предложений. «Бизнес-образование является большим плюсом кандидата. В рамках компании, в которой сотрудник работает, есть возможность занять более высокую позицию после получения бизнес-образования. При переходе в другую компанию наличие бизнес-образования будет являться плюсом, но не гарантом получения более высокой должности», — говорит Ольга Копылова, руководитель отделений по подбору персонала Kelly Services.

Поэтому бизнес-образование довольно востребовано среди экономически активной части населения, а также тех, кто хочет развиваться, заинтересован в карьерном росте, новых знаниях. В зависимости от обстоятельств кто-то выбирает курс MBA за границей, а другие управленцы осваивают теорию и практику управления бизнесом в России. Сегодня получение престижного мирового образования становится возможным, даже не выходя из дома или офиса.

Движение «вниз» до самого верха

Существуют независимые школы бизнеса, в том числе занимающие лидирующие позиции в мировых рейтингах, как, например, INSEAD или IMD (Лозанна). Однако в мире, Европе и России активно идет процесс усиления влияния именно университетских бизнес-школ. Опираясь на исследовательскую и педагогическую базу университетов, они в состоянии концентрировать ресурсы и решать задачи, которые не под силу небольшим частным бизнес-школам. «В мире наблюдаются процессы объединения и консолидации ресурсов бизнес-школ, формирования образовательных структур полного цикла, которые все чаще называют даже не бизнес-школами, а «университетами бизнеса», — отметил Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования, проректор РАНХиГС. — Особенно много таких примеров во Франции: год назад произошло объединение двух известных французских бизнес-школ, расположенных на юге страны, — бизнес-школ Марселя и Бордо. Созданный на этой базе бизнес-университет KEDGE ставит амбициозную задачу в течение десятилетия войти в двадцатку лучших бизнес-школ мира».

Другой пример — созданная пять лет назад самая крупная во Франции бизнес-школа предпринимательского толка SKEMA. Этот бизнес-университет полного цикла образован путем объединения бизнес-школы-технополиса в София-Антиполис и известной финансовой бизнес-школы из Лиона. Сегодня учебное заведение располагает филиалами в Париже, Лионе, Софии-Антиполисе (Франция), Пекине (Китай), Релей (США, Северная Каролина), Рио-де-Жанейро (Бразилия). Планируется создание филиала в России.

Аналогичным образом на основе объединения ресурсов двух бизнес-школ была создана три года назад крупнейшая на севере Франции бизнес-школа NEOMA. Идет процесс консолидации бизнес-школ в Великобритании и Испании. Как полагают эксперты, в ближайшие годы процесс объединений и слияний распространится и на другие страны Европы. «В последние пять-шесть лет все больше бизнес-школ, прежде работавших исключительно в нише дополнительного образования, переходит к модели полного цикла и включает в свой проектный портфель программы бакалавриата и магистратуры. Причем в этом процессе активно участвуют и бизнес-школы, являющиеся признанными мировыми лидерами. Наиболее яркий пример — Лондонская школа бизнеса, открывшая недавно программу магистратуры университетского типа», — рассказал Сергей Мясоедов.

Движение «вниз» от программ МВА к бакалавриату имеет объективные причины. Бизнес на глазах молодеет, дисциплины менеджмента и предпринимательства оказываются востребованными студентами бакалаврского и магистерского уровней. И бизнес-школы во всем мире и России серьезно думают, как повлиять на студентов-предпринимателей и сделать их своей клиентурой.

Лидеры бизнес-образования стремятся строить новые программы на междисциплинарной основе. Среди наиболее важных тенденций — подготовка «многофункциональных менеджеров», которые могут в разные периоды карьеры одинаково успешно работать и на госслужбе, и управлять бизнесом. В структуре MBA появляются междисциплинарные курсы, сочетающие подходы бизнеса и искусства («Лидерство через театр», «Искусство убеждать»). Разрабатывается все больше инновационных тренингов, построенных на анализе литературных и музыкальных произведений, которые учат нестандартно мыслить, видеть перспективу, развивать интуицию, столь необходимую для управления в условиях кризиса.

«Кадровик» и «соцработник» нового времени

Акценты в программах MBA расставляются в соответствии с актуальной «повесткой дня». Высшая школа в целом и представители бизнес-образования в частности сегодня осознают, что они должны максимально быстро и гибко реагировать на потребности рынка труда, ориентироваться на запросы работодателей. «Учитывая большую гибкость программ MBA, их ориентацию на практику, представители бизнес-образования постоянно выявляют новые векторы, новую актуальную тематику. Сегодня такой темой можно назвать социальное предпринимательство», — считает Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета, руководитель комиссии по бизнес-образованию Ассоциации менеджеров.

Социальное предпринимательство в России начало развиваться с середины 2000-х годов, во многом при поддержке различных международных инициатив. Только недавно на этот вид бизнеса — как на реальную возможность развития отечественной экономики — обратили внимание и государство, и ведущие экономисты. «Российский государственный социальный университет наряду с некоторыми другими вузами страны стоит во главе процесса разработки и развития программ по социальному предпринимательству, — отметила Наталья Починок. — Почему именно вузы? Ввиду сложности и достаточной новизны данного направления необходимо готовить кадры, которые в самых разных областях смогут не только заниматься социальным предпринимательством, но и обеспечивать качественное взаимодействие субъектов социального предпринимательства, с одной стороны, и органов государственной власти и крупного бизнеса — с другой». По мнению эксперта, программы MBA по данному направлению станут реальностью уже в самое ближайшее время по мере увеличения количества проектов в области социального предпринимательства.

Еще одним очень перспективным в настоящее время направлением развития программ MBA является HR. Проблема не только подбора персонала, но и управления качественным развитием кадрового потенциала предприятий — одна из приоритетных для многих компаний и государственных структур. Очевидно, что нужны механизмы подготовки профессиональных менеджеров в этой сфере. Программы MBA могут стать таким механизмом. Также, по наблюдениям экспертов, в последнее время обострился спрос на управленцев в области инновационного менеджмента. «В крупных компаниях появляются целые департаменты RAD — исследования и развития, но мало кто может такими отделами управлять, — рассказал Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. — Особенность в том, что инновационный процесс — не линейный, не стандартный, к тому же он многостадийный. Вы начинаете от научной идеи, руководите учеными в большой лаборатории, если мы говорим, например, о большой корпорации, и заканчиваете стратегией маркетинга и управлением продавцами в момент, когда готовый инновационный продукт выходит на рынок». Таким образом, управлять инновациями — это значит управлять широким спектром проблематики, для чего нужна сложная многоплановая подготовка, позволяющая управлять нестандартными бизнес-задачами.

Своя колея

Эксперты уверены, что в течение ближайшего десятилетия мы будем наблюдать постепенный переход значительной части программ бизнес-образования (как и университетского образования) в онлайн-формат. И те школы, которые этого не поймут, останутся за бортом. Смогут ли в быстро меняющихся условиях российские бизнес-школы достойно конкурировать с мировыми за лидерство и аудиторию, не оказываться вечно догоняющими? «Смогут! — уверяет Сергей Мясоедов. — Но только в том случае, если перестанут копировать модели других стран и всерьез займутся поиском своей идентичности, определением своих уникальных компетенций. Есть известное изречение, которое очень актуально сейчас: «Думай глобально, действуй локально». Наши бизнес-школы, работая по лекалам и учебникам лучших международных бизнес-школ в области базовой теории менеджмента, имеют возможность в заключительной части своих курсов и программ преподавать специализацию, связанную с особенностями именно российского рынка, рынков СНГ».

Любой национальный рынок уникален благодаря своей деловой среде: системе налогообложения, корпоративных практик, деловой культуре и многим другим нюансам. И в этом исследовании и анализе разницы — между мировыми рынками и российским — лежит возможность конкурентоспособности отечественных бизнес-школ в будущем.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир