Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Во Франции заявили об обсуждении необходимости переговоров по Украине
Экономика
Реальные пенсии в России выросли на 7,1% по сравнению с прошлым годом
Интернет и технологии
В РФ появится международная онлайн-платформа для игры в шахматы
Мир
Правительство Армении сообщило о прибытии более 78 тыс. человек из Карабаха
Мир
В Москву прибыл министр внешнеэкономических дел КНДР
Мир
Глава МО Турции заявил о готовности к переговорам с РФ, Сирией и Ираном
Мир
В РФ выразили надежду на получение виз для работы в комитете ГА ООН
Общество
Движение по Крымскому мосту приостановлено до утра 29 сентября
Спорт
В Москве подвели итоги турнира по стрельбе из лука на Кубок генпрокурора РФ
Общество
Умер бывший депутат Госдумы Геннадий Райков
Общество
Путин поручил до 15 декабря определить источники финансирования центра исторической памяти
Экономика
«Газпром» в первом полугодии 2023 года снизил добычу газа на 25%
Мир
МО Белоруссии сообщило о нарушении границы польским вертолетом
Экономика
Минфин выступил за прекращение программ льготной ипотеки с июля 2024 года

США увеличили финансирование российских НКО

Как выяснили «Известия», развитием демократии в России от имени США руководит дочь украинского националиста-бандеровца
0
США увеличили финансирование российских НКО
Фото: REUTERS/Mike Segar
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Известия» узнали последние детали непосредственной реализации американской политики мягкой силы — «развития демократии в России». В 2014 году финансируемый из бюджета США и распределяющий гранты по всему миру Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED) направил на поддержку российских некоммерческих организаций $9,3 млн. Такие данные содержатся в отчетности NED за 2014 год (есть у редакции). По сравнению с 2013 годом финансирование увеличено на $1,3 млн. Интересно, что для пущей эффективности российское направление в фонде возглавляет идейно заряженная персона: отец вице-президента NED Нади Дюк — боец Украинской повстанческой армии Петро Дюк.

Демократию в России развивает дочь бойца-бандеровца

NED, учрежденный в 1983 году конгрессом США, получает порядка сотни миллионов в год средств от правительственного агентства США по международному развитию (USAID) — деятельность USAID в России запрещена в 2012 году, с начала 1990-х это агентство влило в российские проекты более $2,6 млрд. Как следует из материалов USAID, NED распределяет свои гранты через четыре основных «канала»: Американский центр международной трудовой солидарности (ACILS), Центр международного частного предпринимательства (CIPE), Международный республиканский институт (IRI) и Национальный демократический институт (NDI). Ежегодно NED выделяет около 1,2 тыс. грантов более чем в 100 странах, в 2014 финансовом году (то есть с 1 октября 2013 года по 1 сентября 2014 года) NED получил от USAID $135 млн, в 2015-м фонд планирует потратить столько же, а по 2016-му пока претендует на $103,4 млн — это следует из совместной бюджетной заявки USAID и Госдепартамента США, направленной в конгресс.

Кроме денег американских налогоплательщиков NED получает средства от спонсоров — в их числе, как говорится в годовом отчете фонда за 2013 год, крупнейшие американские корпорации — Chevron, Coca-Cola Company, Goldman Sachs, Google, Microsoft, Торговая палата США. Среди частных спонсоров в 2013-м — бывшая глава Госдепа Кондолиза Райс, бывший замдиректора ЦРУ и бывший министр обороны США Фрэнк Карлуччи, кинопродюсер Ларри Коэн, бывшая замгоссекретаря США и дочь Льва Добрянского (лоббировал в США за выход Украины из СССР) Пола Добрянски, бывший советник по нацбезопасности США и экс-госсекретарь Генри Киссинджер, американский банкир Роберт Зеллик и др. На протяжении всей истории существования NED деятельность фонда так или иначе связывалась с ЦРУ — как отметил в разговоре с «Известиями» американский политолог и экономист Уильям Энгдаль, изучающий в том числе «цветные революции», NED основан как проект Уильяма Кейси, который был директором ЦРУ при президенте Рональде Рейгане. Один из разработчиков концепции NED Аллен Вайнштейн в 1991 году заявлял: «Многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад делало ЦРУ».

Россией в NED занимается Надя Дюк, она здесь работает с 1987 года, к настоящему моменту став вице-президентом фонда (всего их в NED пять, и два из них отвечают за регионы). В зоне ответственности Дюк — Африка, Центральная Европа и Евразия, Латинская Америка и Карибы. Из открытых источников следует, что она родилась в Великобритании, обучалась в британском Университете Сассекса, а затем преподавала советскую и российскую историю в Оксфорде, там же получила степень магистра. Дюк имеет, очевидно, украинское происхождение — во вступлении к своей книге «Следующее поколение в России, Украине и Азербайджане: молодежь, политика, идентичность и перемены» (2012) выражала благодарность своему отцу Петро Дюку.

Действительно, имя хорунжего (казачья войсковая должность, изначально означала «знаменосец») Петро Дюка упоминается, например, в списке членов лондонского отделения Союза офицеров Украины (eukrainians.net/preloha_4.htm), Союза украинцев в Великобритании (svoboda-news.com/arxiv/pdf/1980/Svoboda-1980-169.pdf). Как говорится в 4-м номере чешского журнала украинских эмигрантов «Пороги» за 2002 год (ukrajinci.cz/stahnout-soubor/17.pdf), Петро Дюк — боец Украинской повстанческой армии (УПА, вооруженное крыло Организации украинских националистов-бандеровцев), которая воевала против советских партизан и после войны получала финансирование — тоже по линии ЦРУ. Все сомнения насчет родства снимает статья в Coventry Telegraph от 2005 года о кончине Петро Дюка в возрасте 80 лет (coventrytelegraph.net/news/coventry-news/community-mourns-loss-leader-3137487).

Надя Дюк, помогающая диссидентам с 1980-х годов (так говорится в ее книге), проживает в Вашингтоне, она замужем за американцем украинского происхождения Адрианом Каратницким — он c 1993 по 2004 год возглавлял известную организацию Freedom House, которая также продвигает в мире американскую доктрину. И Дюк, и Каратницкий, который публикуется в ведущих западных СМИ, многократно выступали с публичной критикой политического режима в России (например, речь Дюк перед конгрессменами, 2011 — ned.org/about/staff/nadia-diuk/nadia-diuk-testifies-on-democracy-and-freedom-in-eastern-europe).

NED начинает учить «политическому процессу» на локальном уровне

Отчетность NED по освоению денег в России за 2014 год, с которой ознакомились «Известия», представляет собой классифицированный перечень с описанием деятельности НКО, получивших конкретные суммы. Собственно названия организаций по ряду стран NED не раскрывает, в последний раз фонд публиковал открыто названия российских грантополучателей в 2011 году. Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что отсутствие конкретных названий свидетельствует о том, что фонд перешел на подпольный режим работы, а российские организации не хотят «светить американскими корнями». Эту же мысль подчеркивает тот факт, что опубликованные этой весной данные за 2014 год на днях исчезли с сайта ned.org.

Из отчетности следует, что NED расширяет свое влияние в России. Так, если в 2013 году профинансировано 85 организаций по девяти различным направлениям деятельности (борьба с коррупцией, гражданское образование, демократические идеи и ценности, свобода объединений, свобода информации, права человека, укрепление НПО, верховенство закона и укрепление политических институтов) — то в 2014-м в список грантополучателей вошли 96 организаций. Речь с наибольшей вероятностью именно об организациях, а не количестве целевых грантов, поскольку в последнем именном списке в 2011 году грантополучатели не повторялись. В 2014 году НКО поделили на 10 категорий, появилась новая категория — «политические процессы». По ней две организации получили по $450 тыс. на проведение тренингов и семинаров среди локальных организаций для повышения их политической активности и продвижения прозрачности.

На $1,1 млн уменьшилось финансирование организаций, занимающихся правовыми вопросами — в 2014 году объем поддержки из-за рубежа составил $225 тыс. Организации, занимающиеся гражданским образованием в России, получили на $620 тыс. меньше по сравнению с 2013 годом, а количество получателей в этой категории сократилось. При этом в списке на 2014 год появилась новая организация, занимающаяся помощью женщинам по вопросам нарушения их прав и в случае возникновения угроз личной свободе — НКО получила $66 тыс.

Объем финансирования НКО, занимающихся борьбой с коррупцией, увеличился на $400 тыс. в год — до $1,6 млн. Всего NED профинансировал семь таких НКО (против пяти годом ранее). Две из них (за $530 тыс. и $170 тыс. в год соответственно) в 2014 году занимались повышением уровня информированности населения о коррупции, в том числе юридическими консультациями населения. Из отчета NED следует, что две НКО занимались борьбой с коррупцией через создание в регионах торгово-промышленных палат, направленных на помощь местному бизнесу. Фонд профинансировал эти НКО на $240 тыс. и $300 тыс. соответственно. Смежные функции, но со специализацией на среднем бизнесе, были еще у одной НКО (финансирование составило $259 тыс.). Еще $58 тыс. было потрачено на НКО, которая вовлекает граждан в решение проблемы коррупции. $45 тыс. было направлено на создание антикоррупционного сайта.

На $500 тыс. увеличена поддержка НКО, продвигающих демократические идеи и ценности, а их количество возросло с трех до семи. $400 тыс. получила организация, которая устраивает встречи по вопросам соблюдения прав человека и злоупотребления историческим прошлым. $88 тыс. было выделено на проведение исследований уровня гражданской активности в обществе, а $43 тыс. — на исследование гражданского общества для повышения эффективности и внутренней организации общественных групп.

Кстати, НКО, получающие средства из-за рубежа, обязаны отчитываться об этом в Минюст — это ведомство ведет с 2012 года перечень иностранных агентов. Но на текущий момент в реестре иностранных агентов лишь 59 организаций, 21 из которых в 2014 году получала финансирование из NED. Среди этих 21 НКО часть упоминались еще в отчетности 2011 года, часть — новые. Опрошенные российские эксперты уверены, что по большей части аудитория сотрудников НКО с годами не меняется, это одни и те же люди — могут меняться названия организаций.

В 2014 году, согласно реестру Минюста, впервые из американского фонда получили финансирование следующие организации: «Ресурсный правозащитный центр», «Молодежный центр консультации и тренинга», еврейское отделение «Муниципальной академии», калининградская организация информационно-правовых программ «Женская лига», новосибирский областной общественный «Фонд защиты прав потребителей», благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», санкт-петербургская правозащитная организация «Лига избирательниц», фонд «Института развития свободы информации» и «Фонд поддержки расследовательской журналистики 19/29».

12 организаций уже упоминались в списках грантополучателей NED 2011 года. Среди них — информационно-просветительский и правозащитный центр «Мемориал», «Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» (весной 2015 года ликвидировался), «Центр социального проектирования «Возрождение», архангельская региональная общественная организация социально-психологической и правовой помощи лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам (ЛГБТ) «Ракурс», «Агора», «Планета надежд», «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова», «Эко-Логика», «Солдатские матери Санкт-Петербурга», «Общественный вердикт», информационное агентство «Мемо.ру».

Согласно материалам Минюста, у этих двух десятков грантополучателей NED есть одна общая цель — «воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики».

— В России усилиями западных фондов сформировался достаточно стабильный пул некоммерческих организаций, которые из года в год «окормляются» своими западными попечителями. И попечители их тоже хорошо знают, оценивая, кто на что способен и насколько полезен. И если из года в год дают финансирование — значит, полезны, — отметила гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.

Несмотря на материалы Минюста, председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова отрицает, что фонд получал грант от NED в 2014 году.

— Мы функционируем только на деньги российских налогоплательщиков и полученный президентский грант, который мы используем для аренды помещения и оказания профессиональной помощи людям, — сказала Полякова «Известиям».

Член правления Международного правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» Александр Черкасов не смог вспомнить, получала ли в 2014 году их организация финансирование из нацфонда США, однако сказал, что до этого они постоянно получали гранты. Директор исследовательской компании «Левада-центр» Лев Гудков заявил «Известиям», что от иностранного финансирования его организация «отказалась еще в 2013 году из-за нежелания быть признанными иностранным агентом». По его словам, на данный момент у «Левады» нет никаких совместных проектов с NED. Представитель «Мемо.ру» Григорий Шведов также сообщил, что его агентство не получало в прошлом году американского финансирования.

А в «Ресурсном правозащитном центре» не стали отрицать финансирование от NED.

— Средства шли в основном на правовую поддержку других НКО. Что касается финансирования на 2015 год, то правление приняло решение о ликвидации «Ресурсного правозащитного центра», потому что, с нашей точки зрения, мы не являемся иностранным агентом и не хотим продолжать свою деятельность с таким ярлыком, — заявила «Известиям» директор центра Мария Каневская.

Руководитель региональной общественной организации «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» Сергей Лукашевский пояснил, что грант от NED был получен в конце сентября 2014 года.

— Мы используем полученные средства на проведение видеобатов и дискуссий на определенные темы, имеющие общественный интерес, записи которых потом публикуются в интернете, — сказал Лукашевский. — NED никак не влияет на то, что мы делаем. Вообще любая система получения грантов не предполагает вмешательства со стороны спонсора. Мы подаем заявку с указанием того, что нам интересно делать, а дальше фонд решает, поддерживать или нет.

«Национальное предприятие по развитию американской демократии»

Американский политолог и экономист Уильям Энгдаль в разговоре с «Известиями» отметил, что удивлен тем, как США беззастенчиво нарушают суверенитет России. Тот факт, что американцы перестали раскрывать своих грантополучателей, лишь доказывает, что им есть что скрывать, говорит он.

— Давайте представим, что Федеральная служба безопасности основывает Национальное предприятие по развитию американской демократии (National Enterprise to Foster American Democracy; NEFAD), направляя миллионы долларов, полученных от Госдумы, на тренинги американских чернокожих молодых активистов по самоорганизации, Twitter-восстаниям, борьбе с полицейским террором. А их цель — пролить свет на то, что правительство США, ЦРУ и полиция ущемляют права граждан. Это ровно то же самое, что финансирует NED, существующий благодаря конгрессу США и ФБР. NED — сердце вооруженной борьбы за права человека, операций ЦРУ и Госдепартамента США по смене режима в несговорчивых странах. Например, как протесты в Гонконге в 2014 году. То же самое с государственным переворотом на Украине в феврале 2014 года: сенатор США Джон Маккейн возглавляет связанный с NED Международный республиканский институт, — говорит Энгдаль.

Политолог, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова по связям с государственными органами и общественными организациями Сергей Марков отметил, что есть постоянные получатели денег NED — такие организации, как «Мемориал», российское отделение Human Rights Watch и «Солдатские матери», основные регионы — Москва, Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Пермь.

— Основная форма работы всех организаций за счет тех денег, которые выделяются им на зарплаты, автомобили, офисы, гостиницы, — заниматься пропагандистской и оппозиционной деятельностью. Таким образом, получается, что говорить о том, что оппозицию напрямую финансируют из-за границы, нельзя, потому что им никто не платит за эту деятельность. Однако они получают деньги и средства за свою основную работу и этими же ресурсами пользуются для решения оппозиционных вопросов, в том числе подготовки митингов, — пояснил Марков. — Попытка скрыть конечных получателей сделана для того, чтобы скрыть «американские уши» и не подрывать доверие публики, которой занимается организация. Что касается фигурантов отчета за 2011 год, то, к примеру, «Голос Беслана» — организация, формально помогающая семьям погибших в Беслане, на практике выполняет задачу обвинить российскую власть в бесланской трагедии и выгородить боевиков. По сути, занимается общественным прикрытием террористов. Центр солидарности, которому было выделено около полумиллиона долларов, занимается созданием независимых профсоюзов в России в ходе подготовки «цветных революций».

Пресс-служба NED, а также Надя Дюк не предоставили комментариев для этой заметки.

Комментарии
Прямой эфир