Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж Ми-28НМ уничтожил личный состав ВСУ в интересах группировки войск «Север»
Мир
Красный Полумесяц сообщил о полном истощении запасов продовольствия в Газе
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 105 беспилотников ВСУ над 11 регионами России
Общество
Прокуратура проводит проверку по факту хлопка в жилом доме в Свердловской области
Происшествия
Вертолет Ми-8 с 22 пассажирами совершил аварийную посадку на Чукотке
Общество
ФСБ рассекретила документы по розыску нацистских преступников в годы ВОВ
Происшествия
Режим ЧС ввели в Верхоянском районе Якутии из-за лесных пожаров
Армия
Расчеты ПТРК «Корнет» пусками ракет уничтожили подразделения ВСУ в зоне СВО
Мир
В посольстве РФ напомнили желающим посетить Киев 9 мая словакам о бандеровцах
Мир
Председатель партии DOMOV Слота назвал санкции против РФ вредными для Словакии
Мир
Трамп встретился с переданной США в рамках обмена Карелиной
Мир
Трамп заявил о своей возможности назвать виновных в подрыве «Северных потоков»
Общество
В самарском аэропорту Курумоч сняли временные ограничения на работу
Общество
В Курской области сообщили о помощи в перемещении жителей Глушковского района
Общество
Жителя Приморья задержали за передачу разведке Украины данных об инфраструктуре
Мир
Шольц пожелал удачи Мерцу перед назначением нового канцлера ФРГ
Мир
Сийярто назвал плохой новостью возможный выход США из переговоров по Украине

Бизнес-школы: научиться учить предпринимателей

0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА

Когда на закате советской власти энтузиасты перенесли на российскую почву успешную западную программу МВА и назвали ее «Стратегический менеджмент и предпринимательство», мало кто задумывался о том, как будут учить этому неведомому предпринимательству в российских условиях. Учить было некому — будущие «учителя» сами набивали шишки в первом классе школы выживания в условиях дикого капитализма.

В итоге российская МВА, как и ее прототип, стала выпускать наемных менеджеров, а намерение научить наемных менеджеров быть еще и предпринимателями, по большому счету, так и не было осуществлено. Оно и понятно: наемные менеджеры и предприниматели — люди разные. У них разная ответственность за принимаемые решения: наемный менеджер рискует чужими финансовыми средствами, а предприниматель — собственными. Весьма распространенные у наемных менеджеров осторожность, граничащая с бездействием, желание избежать риска и стремление «прикрыть спину», выбор не оптимального, а удобного варианта — все это в корне противоположно поведению предпринимателя, лишенного структурных ограничителей и барьеров, принимающего сложные комбинаторные и рисковые решения.

Российские бизнес-школы, сделавшие упор на менеджмент, не сильно преуспели в подготовке предпринимателей — оценки результатов обучения по «созданию бизнеса» и «развитию бизнеса», которые они получают по результатам опросов выпускников МВА, заметно уступают другим результатам обучения.

Поступающие также не слишком рассчитывают, что бизнес-школа поможет им в деле открытия собственного бизнеса. Так, согласно совместному исследованию Российской лиги МВА и Superjob (опрошено 1119 выпускников 53 российских бизнес-школ из пяти регионов), в 2013 году только 7% мужчин и 6% женщин поступали в бизнес-школы с намерением пройти обучение для создания своего дела.

Школы бизнеса осознают, что вопрос с обучением предпринимательству, по большому счету, не решен: среди преподавателей почти нет предпринимателей с серьезным бизнесом; нет программ и методик, которые позволяют учить комплексному применению знаний финансов, правовой и нормативной базы, маркетинга в предпринимательских проектах. В составе программ МВА даже продвинутых школ бизнеса курс по предпринимательству не слишком велик (около 50 часов), а методы обучения традиционны (лекции, дискуссии, видео). Разработка небольшого группового предпринимательского проекта в условиях, когда большинство участников группы не являются предпринимателями, неизбежно превращается лишь в красивую презентацию. Мастер-классы известных предпринимателей с рассказами об их успешном бизнесе также не спасают положение. Поэтому на выходе, согласно аналогичному исследованию МВА, годом раньше в среднем по 50 школам бизнеса имеем закономерный результат: 57% владельцев бизнеса, закончивших МВА, заявили, что обучение им ничего не дало, лишь 9% получили знания, необходимые в работе.

Американские школы бизнеса и университеты более изобретательны. Они подходят к обучению предпринимательству фундаментально и всесторонне — начиная с формирования предпринимательского мышления, развития творчества, воображения, адаптивности и партизанского поведения. Поэтому в дополнение к специальным курсам на встречи со студентами приглашаются преуспевающие и потерпевшие поражение предприниматели, инвесторы, художники, актеры, мастера импровизации, специалисты по креативному мышлению, мастера публичных выступлений, психологи... Но главное — им удается организовывать наставничество действующих предпринимателей, пусть даже по 1–2 часа в неделю. У нас же все иначе. Если в части коучинга и личного развития слушателей программ МВА наши бизнес-школы достигли значительных успехов (наивысшие оценки по опросам), то с наставниками-предпринимателями слушателям встретиться пока не удается.

Различные попытки сформировать эффективную методологию практического обучения предпринимательству делались неоднократно, но не все из них дали результат. Одну из успешных можно увидеть сегодня в московском физтехе, где будущие предприниматели учатся работать с институтами собственности в предпринимательских проектах по методу институционального проектного инжиниринга. Проектные сессии предполагают разбор реальных проектов в режиме реального времени силами команды проекта: собственника главного ресурса, руководителей команды управленцев и их стажеров. Специальные методы предметной работы с проектами позволяют за короткий срок осуществить несколько переделок проекта и продвинуть его на иной качественный уровень. При этом удается достичь удивительных, неочевидных заранее результатов. Яркий пример — проект преобразующего инвестирования в сфере ЖКХ для Омской области, который с помощью инструментов, технологий и стандарта институционального проектного инжиниринга из убыточного превращен в доходный, готовый к реализации. Сейчас самый массовый сегмент клиентов бизнес-школ не предприниматели, их меньшинство. Но даже в докризисное время 7,6% выпускников МВА-менеджеров среднего звена открывали собственное дело. У топ-менеджеров этот показатель был равен 9,5%, что в немалой степени обуславливалось достижением ими карьерного потолка в своих компаниях. Теперь, в связи с кризисом, число тех, кто рассматривает свое будущее в контексте предпринимательства, будет неизбежно расти. Если эти люди интересны бизнес-школе, то ей самое время начать учиться учить предпринимателей.

Бизнес-школы: научиться учить предпринимателей

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности