Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистра обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

На вокзалах и в аэропортах Москвы стали меньше воровать

Багаж крадут редко, чаще всего забытые или оставленные на зарядку телефоны и планшетники
0
На вокзалах и в аэропортах Москвы стали меньше воровать
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2014 году всего на объектах транспорта зарегистрировано более 8,5 тыс. преступлений, из них 2612 краж, что на 9% меньше, чем в 2013 году (2872). Об этом говорится в отчете МВД, предоставленном «Известиям». По словам представителей ведомства, кражи являются наиболее распространенным видом преступлений на объектах транспорта, их доля от общего количества преступлений в 2014 году составила 30%.

На территории аэропортов в прошлом году заявлено о 567 кражах, в том числе 507 — личного имущества. Из них в 168 случаях похищали мобильные телефоны, в 173 — планшетные компьютеры, в 82 — деньги, в 11 — золотые изделия; целиком багаж крадут нечасто.

— На основании материалов уголовных дел можно сказать, что в 40% всех случаев краж в воздушных портах граждане сами оставляли по своей невнимательности личные вещи на борту воздушных судов, в 40% кражи совершены из багажа пассажиров, а 20% — это воровство в магазинах, расположенных в аэровокзалах, — говорит замначальника полиции УТ МВД России по ЦФО подполковник полиции Алексей Сидорук.

— Самим потерпевшим по кражам нужно быть бдительными, — согласен с доводами правоохранителей адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антон Матюшенко. — Большая часть преступлений основывается на том, что где-то вещь плохо лежит. Если мы говорим о карманниках, то когда вещи кладут в задний карман — на жаргоне это называется «чужой карман». То есть жертва заведомо ведет себя как потерпевшая и способствует совершению преступления.

По словам Сидорука, из общего массива краж — около 50% неквалифицированных. Такие кражи происходят, когда пассажиры оставили без присмотра свои личные вещи, заснули, оставили телефон на зарядке.

— В таких случаях возбуждается уголовное дело по ст. 158 УК РФ («Кража»), но среди этих правонарушений, как правило, немного закоренелых преступников. Потому что люди не специально находились в зале ожидания или в вагоне поезда для совершения преступления, — продолжает собеседник. — Распитие спиртных напитков на вокзалах запрещено. Лица, которые раньше приходили на вокзал выпить, там больше не появляются. Вокзал перестал быть местом концентрации антисоциального элемента. Драк на вокзалах уже давно не было, потому что конфликты обычно пресекаются сотрудниками ЧОПов и полицией на транспорте.

Сидорук затруднился сказать, какой вокзал и аэропорт наиболее или наименее криминогенный.

— Это зависит от пассажиропотока. Например, за три месяца 2015 года на МВД России на станции Москва-Рязанская зарегистрировано 156 преступлений, а на станции Москва-Киевская — 81. Это не значит, что на Рязанском вокзале всё плохо, просто у них пассажиропоток гораздо выше, поездов больше. Всплеск преступлений идет сезонно. В период новогодних праздников, с увеличением пассажиропотока, все вокзалы и аэропорты немножко «поднимаются» по регистрации происшествий, — добавил представитель МВД. В целом снижение статистики краж он связал с ростом плотности полицейских нарядов на проблемных участках, профилактической работой и пр.

В поездах дальнего следования количество краж уменьшилось в сравнении с 2013 годом на 5,1%, до 370 случаев. В электричках в 2014-м отмечено 505 краж, в том числе 466 краж личного имущества. В пригородных поездах в 2014 году в 153 случаях похищались мобильники, в 217 случаях — деньги, в 36 случаях — планшетные компьютеры. По словам сотрудников МВД, воров в основном привлекают мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, а также деньги. Из 176 телефонов, похищенных в поездах дальнего следования, 31 аппарат был поставлен потерпевшими на зарядку и 16 забыты в вагонах и туалетах.

Председатель общественной организации «Сопротивление», правозащитница Ольга Костина (возглавляет общественный совет ГУ МВД по Москве) сдержанно оценивает успехи оперативников на транспорте.

— Не исключено, что граждане перестают заявлять о кражах. Латентность преступности часто обусловлена тем, что гражданин считает, что ущерб незначительный, а затрата времени на заявление о преступлении, которое, скорее всего, не будет раскрыто, превышает его собственный лимит времени. Зачастую, когда это мелкая кража или преступление небольшой тяжести (вырвали сумку, вытащили кошелек и т.д.), гражданин считает, что не стоит обращаться в полицию, так как всё равно ничего не найдут. А если нет заявления, нет и расследования и фиксации в этой статистике.

Евгений Бобров, руководитель правозащитной организации «Восход», подтверждает, что фиксируется только 15–20% реальных краж, из-за того что подавляющее число людей не обращается в полицию. То же происходит со всеми преступлениями, в том числе и с грубыми (изнасилования, побои), из-за недоверия к власти, и прежде всего к правоохранительным органам, подчеркнул Бобров.

Костина считает недостаточным количество социальной рекламы на объектах транспорта.

— Бдительность играет значительную роль в снижении преступлений. Недавно в общественном совете при ГУВД мы выступили с предложением конкурса на социальную рекламу, которая бы напоминала гражданам об основах элементарной безопасности, чтобы обезопасить жилище, себя и своих детей. В больших городах Европы, если вы выходите на площадки больших исторических объектов, где много туристов, всегда, даже в юмористической форме, есть знаки о том, что здесь могут быть карманники и мошенники. А заметной социальной рекламы в Москве я не видела, — отметила правозащитница.

Что касается раскрываемости краж на транспорте, тут тоже проблема.

— Кражи на транспорте сложнораскрываемы. Основная проблема связана с перемещениями на большие территории. А карманные кражи практически не раскрываются, — говорит доктор юридических наук, преподаватель РУДН, криминалист Лев Бертовский.

В Управлении на транспорте МВД России по ЦФО не смогли оперативно уточнить число раскрытых хищений на транспортных объектах, однако отметили, что из 891,9 тыс. краж в целом в 2014 году (минус 3,3% к 2013 году) остались нераскрытыми 542,1 тыс. За четыре месяца 2015 года зарегистрировано 204,9 тыс. краж, что на 4,4% больше аналогичного показателя прошлого года. Из них нераскрытых — 109,9 тыс., это на 4,7% меньше показателя первых четырех месяцев прошлого года.

Согласно данным Института социологии РАН, за последние 10 лет, 51% россиян не видит никаких изменений в сфере законности, правопорядка, борьбы с коррупцией. Число россиян, которые считают, что положение в этой сфере жизни улучшилось и ухудшилось, осенью 2014 года было примерно одинаковое — 24 и 25% соответственно. За 3 последних года, с 2011 года (со времени протестов на Болотной площади), почти в два раза уменьшилось количество россиян, считающих, что ситуация с законностью и правопорядком ухудшается, а число тех, кто видит улучшения, выросло почти на 80%. В целом уровень доверия к полиции и органам внутренних дел в 2014 году по сравнению с 2009-м вырос на 17 пунктов, до 28%.

Комментарии
Прямой эфир