Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж Ми-28НМ уничтожил личный состав ВСУ в интересах группировки войск «Север»
Мир
Красный Полумесяц сообщил о полном истощении запасов продовольствия в Газе
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 105 беспилотников ВСУ над 11 регионами России
Общество
Прокуратура проводит проверку по факту хлопка в жилом доме в Свердловской области
Происшествия
Вертолет Ми-8 с 22 пассажирами совершил аварийную посадку на Чукотке
Общество
ФСБ рассекретила документы по розыску нацистских преступников в годы ВОВ
Происшествия
Режим ЧС ввели в Верхоянском районе Якутии из-за лесных пожаров
Армия
Расчеты ПТРК «Корнет» пусками ракет уничтожили подразделения ВСУ в зоне СВО
Мир
В посольстве РФ напомнили желающим посетить Киев 9 мая словакам о бандеровцах
Мир
Председатель партии DOMOV Слота назвал санкции против РФ вредными для Словакии
Мир
Трамп встретился с переданной США в рамках обмена Карелиной
Мир
Трамп заявил о своей возможности назвать виновных в подрыве «Северных потоков»
Общество
В самарском аэропорту Курумоч сняли временные ограничения на работу
Общество
В Курской области сообщили о помощи в перемещении жителей Глушковского района
Общество
Жителя Приморья задержали за передачу разведке Украины данных об инфраструктуре
Мир
Шольц пожелал удачи Мерцу перед назначением нового канцлера ФРГ
Мир
Сийярто назвал плохой новостью возможный выход США из переговоров по Украине

Борьба умов в режиме онлайн

7
Борьба умов в режиме онлайн
Выделить главное
Вкл
Выкл

Если несколько столетий назад ценные научные сведения из университетов были доступны только избранным, то в наше время любой желающий может самостоятельно найти информацию по интересующим его вопросам. Где? На вузовских веб-сайтах, на которых в идеале должен быть полный отчет о научной деятельности того или иного учебного заведения. «Известия» выяснили, как обстоят дела с информационной наполняемостью интернет-страниц топовых российских вузов и как эти данные влияют на процесс обучения.

Представленность университетов из разных стран в виртуальном пространстве два раза в год (в январе и июле) на протяжении более десяти лет анализирует исследовательская группа, входящая в состав Национального исследовательского совета Испании. По результатам ее работы также два раза в год составляется всемирный рейтинг WEBOMETRICS. Самая свежая его версия была опубликована в феврале. В этот раз в рейтинге было проранжировано 25 тыс. университетов мира, а лидирующие позиции в нем заняли Гарвард, Массачусетский технологический институт, Стэнфорд, Калифорнийский университет в Беркли и Корнельский университет.

Впервые в масштабном исследовании приняли участие 343 российских учебных заведения. Из них самый заметный прорыв совершил Воронежский госуниверситет: он поднялся на 94 пункта. Улучшили свои позиции и другие отечественные вузы (например, Уральский федеральный институт, Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС) и др.), но ни один из них не попал в первую сотню. Так, МГУ им. М.В. Ломоносова, занявший первое место по России, в мировом списке находится лишь на 129-й позиции (полгода назад был на 122-й). Идущие следом Санкт-Петербургский и Новосибирский государственные университеты, в прошлом рейтинге входившие в мировой топ-500, на этот раз оказались на 539-м и 616-м местах соответственно.

Высший балл получить непросто

Что вообще представляет собой WEBOMETRICS? Его индикаторы измеряют объем, наглядность и популярность веб-страниц университетского сайта. Особое внимание уделяется результатам научных исследований, содержащихся в онлайновых публикациях: монографиях, диссертациях, статьях, отчетах, докладах на конференциях. Большое значение имеет и представленная на сайтах информация о курсах, семинарах, электронных библиотеках и университетских базах данных. Кроме того, отдельно учитываются персональные страницы ученых и творческих коллективов. Таким образом, рейтинг позволяет косвенным образом оценить научно-исследовательские достижения университетов через сравнение их сайтов.

Впрочем, критики этого метода считают, что содержание интернет-сайтов никоим образом не отражает качество обучения в вузе, а ведь именно это и должны исследовать авторитетные рейтинги. К числу главных обвинений в адрес WEBOMETRICS относится то, что его авторы вроде как действуют по принципу «наименьшего сопротивления»: используют только ту информацию, которую проще всего получить. Рейтинг опирается на единственный источник — интернет-сайты вузов, а многие университеты еще не полностью освоили этот ресурс.

Однако здесь важно понимать, что рейтинг основан не на дизайне сайта или числе визитов на него (что в общем-то не так важно), а в целом на полноте присутствия вуза в Сети. И такой подход дает комплексное представление об учебном заведении, о его сетевой активности, о работе в интернете преподавателей, сотрудников, студентов. В современном мире сайт — это визитная карточка вуза в международном образовательном сообществе, отражение его образовательной и научной деятельности. А публикации на вузовских ресурсах — самый простой и дешевый путь оперативного обмена информацией между учеными, преподавателями, студентами.

Барьеры электронной коммуникации

Несмотря на вполне убедительные доводы в пользу компетентности рейтинга, представители российских передовых вузов относятся к WEBOMETRICS неоднозначно. Оказывается, что у этой системы оценки все-таки есть определенные «подводные камни», о которых тоже нужно знать. «Один из главных критериев рейтинга — это число внешних ссылок на сайт университета, — поясняет Ирина Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М.А. Шолохова. — Этот параметр серьезно зависит от «объема» интернета на том или ином языке. И пока англоязычный интернет по объему на порядок превосходит русскоязычный, наши вузы будут уступать по этому показателю ведущим европейским вузам, особенно американским».

По мнению эксперта, для того, чтобы подняться в рейтинге, нашим университетам нужно придерживаться политики большей открытости, мобильности, активнее поддерживать связи с мировым вузовским сообществом. Здесь можно привести следующее сравнение: сайты иностранных учебных заведений — это готовые площадки для всех видов коммуникаций, в то время как сайты российских — это статичные «витрины» с определенной (и не всегда актуальной) информацией.

Кроме того, отечественные университеты пока недостаточно представлены в социальных сетях. Это подтверждает тот факт, что у всех российских вузов аккаунты в «Фейсбуке», «ВКонтакте», «Твиттере» и прочих соцсетях появились несколько лет назад, но ни у кого на этих страницах нет даже 100 тыс. подписчиков (для сравнения: у Гарвардского университета миллионы подписчиков на странице в «Фейсбуке»). Во многих российских вузах нет даже четкого представления о том, кто занимается обновлениями в сообществах. «Занимаются этим все вместе и каждый сам по себе — так ответили на вопрос «Известий» во ВШЭ. — Студенты и молодые преподаватели, конечно, более активны, но и солидная профессура старается осваивать новые информационные ресурсы и коммуникационные возможности».

Науку — в массы

Однако было бы ошибочно думать, что интернет-ресурсы отечественных учебных заведений не развиваются. В пример можно привести Воронежский госуниверситет (ВГУ), который, как говорилось выше, заметно улучшил свое положение в рейтинге за прошедшие полгода. «Наш прорыв на 94 строчки вверх лично я связываю с тем, что руководство университета, возглавляемое молодым энергичным ректором Дмитрием Ендовицким, своевременно реагирует на все вызовы современного мира, — говорит Владимир Тулупов, доктор филологических наук и декан факультета журналистики. — Безусловно, сказалось и то, что ВГУ, готовясь к плановой государственной аттестации и аккредитации, обновлял и дополнял все необходимые для этой процедуры материалы, в том числе и электронные».

Так, официальный сайт университета логически структурирован (на нем легко ориентироваться пользователю с любым уровнем компьютерной грамотности), тематически разнообразен, общедоступен и содержит достаточное количество мультимедийных сервисов. В соответствии с этими параметрами перед аттестацией были обновлены и факультетские сайты. Результаты научной деятельности публикуются на отдельном Научно-информационном портале ВГУ (это его официальное название), материалы на котором обновляются ежедневно. Там, и не только там, публикуются работы ученых со всех факультетов, но чаще других — работы физиков, математиков, химиков, биологов и геологов. Портал доступен всем пользователям.

Подобные сугубо научные ресурсы есть и у других российских вузов. Факт их наличия подтвердили в Санкт-Петербургском государственном университете, в МГГУ имени Шолохова, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и в других высших учебных заведениях. Интересный научный портал разрабатывает в настоящий момент Высшая школа экономики (ВШЭ). Она активно развивает систему Learning Management System (LMS) под девизом «Не для школы, но для жизни мы учимся!». В этой системе содержится подробная информация о взаимодействии всех студентов с преподавателями-наставниками. Студенты обязаны выкладывать в LMS свои курсовые и итоговые работы с отзывами научных руководителей и рецензентов. Каждая работа, загруженная в систему, проверяется на антиплагиат. У системы есть один минус — информация в ней доступна только авторизованным пользователям. Впрочем, желающие ознакомиться с научной деятельностью ВШЭ могут найти архивы, результаты исследований, материалы конференций и выступлений, интервью с профессурой, студентами и экспертами на официальном сайте или воспользоваться вузовской электронной библиотекой и открытыми базами данных.

МГУ «держит марку»

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова развивает сразу несколько научных порталов. «Мы думаем, как обеспечить открытый доступ ко всем нашим журналам и публикациям, развиваем новые инструменты публикации, — рассказывает Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ. — Один из них — это сайт Vernsky.ru (второй год работает в испытательном режиме), универсальный депозитарий учебных и научных текстов, разрабатываются также прототипы «кафедрального журнала» с открытым рецензированием». На «Вернском», кстати, обязательна открытая публикация студенческих дипломов до защиты. Многие студенты публиковали свои дипломы через «Вернский» в соцсетях, у многих сотни прочтений. Скоро станет обязательной и публикация курсовых работ. На портале можно проверить работу на заимствования. Впрочем, пока преподаватели не настаивают, чтобы студенты это делали.

Кроме того, на базе МГУ работает система «Истина», в которой содержатся сводные данные — общие и по конкретным вузам. Эта система предназначена для учета и анализа научной деятельности сотрудников разных организаций. В «Истину» можно даже добавить свои научные публикации, для них будет создана отдельная страница со списком всех работ. Для начала работы нужно зарегистрироваться. Для тех, кто совсем не дружит с компьютером, на стартовой странице есть подробная инструкция по работе с системой.

Если же говорить конкретно о научной деятельности сотрудников московского университета, то результаты у факультетов разные. У гуманитарных и новых факультетов показатели серьезно ниже, чем у фундаментальных — таких, как физический, химический и биологический. Например, число публикаций в научных журналах сотрудников факультета журналистики лишь приближается к 4 тыс., в то время как биофаком выпущено уже более 26 тыс. статей. «В вопросе о научных публикациях мне хотелось бы поставить немного другой акцент, — говорит Иван Засурский. — Важно, не как часто, а как именно публикуются работы. В этом отношении показателен пример изданий, за которые отвечает факультет журналистики. У нас самый большой рейтинг цитирования у электронного издания «Медиаскоп» с открытым доступом к полнотекстовым публикациям. За ним следует «Медиа альманах» и только потом — «Вестник МГУ», статьи из которого доступны исключительно за плату или в бумажном издании. При этом именно «Вестник» высоко ценится университетом с точки зрения формальных показателей».

Электронное непаханое поле

Что получается в итоге? Толковые сайты реально повышают конкурентоспособность вузов. Если сайт современный и дает необходимую информацию, значит, это то, что нужно, чтобы принять решение абитуриенту или преподавателю, которому предлагают вакантную должность.

К сожалению, развитие интернет-индустрии в России во многом обошло вузы стороной. Учащиеся первыми стали пользоваться интернетом, но образовательная система еще даже толком не смогла прочувствовать вкус современной электронной коммуникационной утопии, в которой все общаются со всеми через Сеть без посредников и проблем. Несмотря на единичные яркие достижения, сайты университетов за редким исключением больше решают задачу представительства, открытости вуза, а не информирования о научных достижениях.

Поэтому для достижения по-настоящему высоких результатов еще многое предстоит сделать. Чтобы влиять на позиции российских вузов в рейтингах, важнее работать именно с культурой научной коммуникации. Необходимо через разъяснение основ научного письма, правил цитирования и методологии исследований содействовать тому, чтобы молодые люди осваивали навыки научной коммуникации и работы с источниками. Необходимо радикально повысить «научную грамотность», чтобы вклад российских вузов в мировую науку стал заметнее. Кроме того, нужно активнее работать над созданием научных электронных библиотек свободного доступа. Не менее важно начинать публиковаться и по-английски. Только так российские вузы смогут добраться до первых строчек рейтингов и стать реальными площадками для коммуникации на мировом уровне.


Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности