Как Виктор Елисеев скупил души в рекламных целях

В издательстве АСТ вышла дебютная книга известного продюсера Виктора Елисеева «Mediaгрех», рассказывающая о создании таблоида в провинциальном городке.
В центре повествования — очередной духless-герой начала 1990-х Максим Линчев: средней руки тележурналист, любитель ночных клубов и романов на одну ночь, в амбициозном порыве решающий сменить поле деятельности и устроиться работать рекламщиком в спортивный магазин. Амбиции, впрочем, вскоре дают трещину: рекламная акция оборачивается антирекламной, продажи падают, а сеть магазинов потенциальные покупатели и вовсе начинают обходить стороной. Тут-то обстоятельства и сходятся одно к одному: ради рекламы надо создать новую молодежную газету. Главный вопрос — о чем она должна писать, чтобы привлечь нужную аудиторию?
Отвечая на этот вопрос, Виктор Елисеев вспоминает собственную автобиографию, в деталях рассказывая о создании таблоида Next. В центре внимания — желтые новости: секс-разоблачения, звездные байки, научные и трудовые эксперименты, пошлые анекдоты. Герои книги, скрываясь за псевдонимами, с горящими глазами выискивают на улицах городка горячие темы, обычно вызывающие недоумение или и вовсе ненависть горожан, а затем раздувают их до событий мирового масштаба.
«Каждую планерку нас штормило. В редакции не прекращался поиск новых форматов и тем. А рубрики у нас вышли — загляденье. Одной из постоянных стала рубрика «Эксперимент». Весьма сложный и необычный жанр, придумал его Марат. [...] Одна наша девочка, Ленка, проводила эксперимент на панели. И не будь в ней сценической жилки, одним «не верю» не отделалась бы точно. Сбросили бы с моста по частям, да и дело с концом. Малышки, наученные опытом их убитых подружек, знают, что нужно слушать своих «работодателей», иначе нож может оказаться не в руке, а глубоко в тебе».
Среди других экспериментов, о которых идет речь в книге, — внедрение в систему попрошайничества, репортаж из морга, новости «глазами мух». И, наконец, скупка душ читателей. Нашлось в книге место и непониманию спонсоров, и давлению чиновников, и предательству друзей-партнеров.
Автор не скупится на языковые краски: здесь и жаргон, и грубости, в том числе по отношению к потенциальным читателям. Надо сказать, словесные выходки добавляют увлекательности: чем ближе к реальности, тем занятней. Со смыслом, впрочем, чуть похуже: чем больше вникаешь в редакционную кухню, тем больше кажется, что король медиахолдинга — голый, а новости — попросту ненастоящие.
Финал же книги банален донельзя: окунувшись в рутину успеха, главный герой вскоре понимает всю тщетность бытия и начинает задумываться о вечном и личном — любви, жизни и смерти, детях. Оказывается, что ошибки 15-летней давности не прошли бесследно и некоторые из них искупить уже нельзя. Отвечая на вопрос, для кого написан «Mediaгрех», автор и его литературный агент уверенно говорят: «Для всех, кто смотрит телевизор и читает газеты». По мере приближения к концу романа начинаешь понимать: книга действительно написана для масс, вплоть до пресловутых «домохозяек». Из брутального mediaгреха автор постепенно впадает в другой грех — превращает повествование в сентиментальный роман.