Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Протестующие в Тбилиси прорвали оцепление полиции
Мир
Макрон заявил о планах Парижа в ближайшее время поставить Киеву новое оружие
Общество
Гарнизонный суд Москвы сообщил об аресте начальника кадрового главка МО Кузнецова
Общество
В Москве задержали угрожавшего участникам СВО блогера
Политика
Совфед одобрил закон о запрете иноагентам участвовать в выборах
Политика
Госдума утвердила всех кандидатов на посты федеральных министров
Общество
В Москве задержаны два хирурга клиники Хайдарова
Мир
Захарова назвала биполярным расстройством реакцию ЕС на закон об иноагентах в Грузии
Общество
Верховный суд РФ оставил в силе приговор осужденному на 25 лет Кара-Мурзе
Общество
Мэр Сочи подал в отставку в связи с переходом на новое место работы
Происшествия
Гладков сообщил об уничтожении воздушных целей на подлете к Белгороду
Мир
Пашинян заявил о готовности Армении вступить в ЕС в этом году
Армия
В России заявили о 2 тыс. случаев нарушений при гособоронзаказе в 2023 году
Экономика
Минфин РФ рассмотрит вопрос прогрессивного налогообложения физлиц
Общество
Беглов предложил запретить в Петербурге движение самокатов по тротуарам
Мир
Бортников сообщил о продолжении работы пограничников РФ в Армении
Общество
Синоптик рассказал о постепенном потеплении в столичном регионе

Гетманщина как препятствие на пути к миру

Политик Сергей Станкевич — о том, почему не выполняется политический блок Минских соглашений
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Гетманщиной в истории Украины называлось государственное образование, возникшее в середине XVII века в Поднепровье и просуществовавшее более века. Тогда же сложилась и «гетманщина» как особая форма организации власти — самобытное соединение отдельных, вроде бы государственных институтов, с клановым произволом магнатов и вольным  казацким самоуправством.

Территориально и отчасти ментально Гетманщина всегда была расколота на «правобережье», тяготевшее к Западу, и «левобережье», в котором было сильно влияние Москвы. Любой гетман был зависим от этих неустранимых внешних сил, а также от магнатов и лидеров казацкой старшины, имевших свои источники кормления, вооруженные ватаги и претензии на власть. Каждый из панов-полковников, а то и сотников сам глядел в гетманы и искал себе внешней поддержки.

Чтобы прийти к власти, а затем удержать в руках булаву и бунчук, гетман должен был не просто лавировать и не только интриговать. Постоянно  с берега на берег  не полетаешь.  Редкая птица долетит… Тут требовались и отбирались люди с иным, поистине уникальным умением.

Правильный гетман  для каждого, с кем приходится иметь дело, должен быть одновременно «правобережным» и «левобережным», неустойчивым другом и неокончательным врагом, чуть-чуть дружить и немного воевать, должен награждать одной рукой и губить другой, давать вечную клятву верности, но соблюдать ее временами и местами, постоянно демонстрировать трудности, прося дать больше денег и времени.

Главное для  гетмана — самосохранение во власти, поэтому надо на всякий случай никогда не торопиться, никуда далеко не идти, ничего не делать до конца, всегда оставлять возможность отыграть назад, списать с себя вину и долги, ускакать прочь от обязательств или ответственности. Претензии со стороны внешних партнеров гетман парирует  ссылками на угрозы  внутренних соперников, а своей недовольной  старшине рассказывает про страшное давление извне.

Хотя формально Екатерина II в 1764 году упразднила Гетманщину во всех ее ипостасях, этот строй сохранился в украинской политике как неистребимая этнокультурная матрица, и она неизменно воспроизводится в правящем слое от поколения к поколению. Щедрую дань этой  традиции отдали все лидеры современной независимой Украины, включая Виктора Януковича и Петра Порошенко.

К сожалению, в настоящее время мы видим, как жертвой «гетманщины» становится минский процесс мирного урегулирования кризиса на востоке Украины.

Смысл минского миротворческого процесса состоит в том, чтобы перевести конфликт  на Донбассе из военной сферы в политико-дипломатическую, а затем поэтапно его урегулировать. Корпус  с большим трудом наработанных документов (протокол от 5 сентября 2014 г.; меморандум от 19 сентября 2014 г.;  соглашение и декларация от 12 февраля 2015 г.) предусматривает три блока мер: военный, социальный и политический.

Пока отчасти реализован только военный блок: боевые действия худо-бедно остановлены; с уловками, спорами и нарушением сроков идёт взаимный отвод крупнокалиберной артиллерии.

Практически не сдвинут с места социальный блок, предусматривавший незамедлительное снятие с районов, контролируемых повстанцами, финансовой и экономической блокады. До сих пор не возобновлены социальные выплаты, не обеспечены беспрепятственные товарные и гуманитарные поставки продовольствия, медикаментов, строительных материалов.  Блокада со стороны Киева сохраняется, население повстанческих районов выживает за счет гуманитарных поставок из России.

Хуже всего обстоит дело с политическим блоком, который включал амнистию, местные выборы и определение статуса особых районов Донбасса в ходе конституционной реформы. Здесь Киев в классическом стиле гетманщины пошёл на одностороннюю ревизию соглашений, достигнутых в рамках минского процесса.

Особое достоинство пакета документов «Минск-2» от 12.02.2015 состояло в том, что, согласно ему, все политические действия по урегулированию кризиса должны были осуществляться путем прямого диалога между Киевом и лидерами самопровозглашенных республик. В частности, предметом прямого диалога должны были стать порядок проведения местных выборов на территориях, подконтрольных ДНР/ЛНР, а также «будущий режим» этих территорий.

Вопреки обязательствам, закрепленным в Минске, Петр Порошенко обошелся без всякого диалога. По его предложению Верховная рада 17 марта приняла постановление, объявляющее повстанческие  районы Донбасса «временно оккупированными территориями».  Вот вам, бабушки, и особый статус.

Логически это на неопределенное время лишает смысла любые политические действия на данных территориях — впредь до прекращения их «оккупации»: кто будет устраивать выборы для «захватчиков», объявлять амнистию «оккупантам» и экономически сотрудничать с ними?

Закрепляя конфронтационную линию, рада по инициативе Порошенко изменила «Закон об особом порядке местного самоуправления», принятый  на старте минского процесса еще в сентябре прошлого года. Тогда выборы в ДНР/ЛНР Киев назначал на 7 декабря, не усматривая в этом неразрешимых проблем.  Теперь местные выборы на «особых территориях» отложены бессрочно, а их проведение обусловлено фактической капитуляцией повстанцев и восстановлением полного контроля Киева над всем Донбассом.

Решения, принятые 17 марта Верховной радой  Украины с подачи президента Порошенко  (формально — «во исполнение Минских соглашений»), де-факто накладывают вето на  социальный и политический блоки этих соглашений. Ситуация отброшена далеко назад, сведена только к хрупкому перемирию.

Произошел этот откат по одной причине: киевский гетман позволил себе обойти совершенно ясные требования статей 4 и 12 соглашения «Минск-2» об обязательном согласовании «в рамках трехсторонней контактной группы» всего, что касается выборов в ДНР/ЛНР и их правового статуса.

В международно-правовом поле тут, казалось бы, и деваться некуда: ясно указано, с кем и о чем говорить. Нарушение со стороны Киева носит демонстративный характер и не может остаться без ответа.

Похоже, минский миротворческий процесс пора спасать. И хорошо, что в декларации, принятой лидерами стран «нормандской четверки» 12 февраля 2015 года, был предусмотрен необходимый спасательный механизм. В частности, главы  Германии и Франции обязались «использовать свое влияние на соответствующие стороны», чтобы исполнить все статьи соглашения «Минск-2» так, как они утверждены. Без изъятий и переделок.

В столкновении с нравами и практикой гетманщины «нормандская четверка» в ближайшее время должна будет пройти тест на объективность и эффективность.

До сих пор Евросоюз оказывал политическое и санкционное воздействие только на «сепаратистов» и поддерживающую их Россию. Пришло время оказать необходимое давление и на киевские власти, с тем чтобы побудить их двум вещам, без которых дальнейшее продвижение к миру невозможно: к диалогу и компромиссу.

Автор — эксперт Фонда Анатолия Собчака

Комментарии
Прямой эфир