Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Новосибирский «Тангейзер» лишился постера с распятием в лоне Венеры

Руководство театра занялось самоцензурой в ожидании новых судебных процессов
0
Новосибирский «Тангейзер» лишился постера с распятием в лоне Венеры
Фото: gorodskoyportal.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Громкая постановка оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета подверглась внутритеатральной цензуре: директор Борис Мездрич принял решение изъять постер с изображением распятия в лоне Венеры. На спектаклях 14 и 15 марта вместо пресловутого плаката висел белый лист.

— Решение было принято накануне, — рассказал Мездрич «Известиям». — Поскольку суд официально снял с нас все обвинения и признал нашу правоту, я счел возможным заменить постер на монохромный лист. Разумеется, это было сделано по согласованию с режиссером Тимофеем Кулябиным и художником Олегом Головко.

Рекламный постер кинокартины, которую, по замыслу Кулябина, снимает режиссер Тангейзер, висел на сцене в течение 28 секунд. Борис Мездрич описал его «Известиям», процитировав текст прокурорского постановления: «Изображена обнаженная женщина, ноги которой разведены. По центру изображен мужчина, ассоциирующийся с образом Иисуса Христа, распятого на кресте». Именно этот постер вызвал наибольшее возмущение митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который сообщил в прокуратуру о «нарушении прав верующих и использовании церковной символики не по назначению».

Решение убрать постер Мездрич объяснил тем, что хочет «снизить температуру» дискуссии вокруг спектакля и войти в диалог с оппонентами.

— Я очень благодарен всем, кто нас поддержал, честно говорю. Но я всегда хочу, чтобы был найден разумный компромисс. Разумность состоит в том, что мы сохранили спектакль. Нам нужно было выйти на такой путь, который позволил бы удержать постановку в репертуаре. Я надеюсь, что профессиональное сообщество поймет ситуацию, — сказал Мездрич.

Он добавил, что решение отказаться от постера далось постановщикам нелегко.

— Какой режиссер легко согласится исказить свой спектакль? Ведь постер — один из ключевых элементов постановки, он очень важен по смыслу, и, конечно, его изъятие не идет спектаклю на пользу. Но Тимофей — разумный человек. Ни его, ни мои убеждения не изменились в связи с заменой постера, — заверил директор.

Вернется ли плакат на сцену Новосибирского театра в будущем, пока неизвестно.

— Будем смотреть, какая сложится ситуация, — сказал Мездрич.

— Я хочу обратиться к театральному сообществу. Друзья, еще не вечер. Прокуратура обещает подать апелляцию, следственное управление ведет свою проверку. Нам еще предстоит пройти большой путь. А со стороны Новосибирской епархии и митрополита никакого желания сесть за стол переговоров нет, хотя мы к этому готовы. Но спектакль с репертуара мы не снимем, это я обещаю, — заключил директор.

«Известиям» не удалось получить оперативный комментарий представителей Новосибирской епархии.

Напомним, 24 февраля 2015 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина. Деятели культуры обвинялись в «умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы или предметов религиозного почитания» (ч. 2 ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях).

Основанием для возбуждения дела стало письмо митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который сообщил в прокуратуру о «нарушении прав верующих и использовании церковной символики не по назначению» в главном театре города. Речь шла о новой постановке оперы Вагнера «Тангейзер». В одной из сцен спектакля демонстрируется постер, сталкивающий две основные линии вагнеровской оперы — темы христианского смирения и эротических соблазнов язычества.

10 марта суд закрыл дело в связи с отсутствием состава правонарушения. Мездрич и Кулябин были оправданы. Спустя два дня стало известно, что Большой театр пригласил Тимофея Кулябина, а также дирижера «Тангейзера» Айнарса Рубикиса осуществить в будущем сезоне постановки на своей сцене.

Комментарии
Прямой эфир