В школах предлагают ввести обязательные уроки по кибербезопасности
В школьную программу просят ввести новый предмет — «Основы информационной безопасности». На нем ученикам расскажут, какие данные не стоит публиковать в соцсетях, как защитить компьютер от вирусов и как себя вести, если ты стал объектом интернет-травли. Соответствующее обращение (есть в распоряжении «Известий») с предложением сделать такой предмет обязательным министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову направила Российская ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Ассоциация предлагает ввести обучение по кибербезопасности с 5 класса. В то же время авторы обращения отмечают, что ради включения нового предмета в обязательный курс потребуется сократить часы, выделенные на основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), а также организовать профильные кафедры в педагогических вузах страны. В пресс-службе Министерства образования и науки РФ отметили актуальность вопроса кибербезопасности и заявили, что предложение будет рассмотрено.
Как пояснил «Известиям» автор обращения, сопредседатель комиссии по киберпреступности РАЭК Илья Сачков, необходимость введения отдельной дисциплины объясняется сверхнасыщенностью уже существующих уроков информатики.
— В рамках учебных часов, выделенных на школьный курс информатики, у преподавателей нет времени углубляться в кибербезопасность. При этом в обязательной учебной программе есть такие предметы, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), на которых, в частности, изучается угроза ядерного взрыва или химического поражения. Эти темы сейчас далеко не так актуальны, как информационная безопасность. Практически все инциденты, связанные с компьютерным мошенничеством, происходят из-за элементарного неумения пользоваться компьютерами и незнания основ безопасности. В связи с этим мы считаем целесообразным сократить количество часов, выделенных на ОБЖ, и вместо этого преподавать правила безопасного пользования компьютером, — пояснил Сачков.
По словам инициаторов обращения школьников необходимо знать, как избежать заражения вирусами компьютеров и что такое киберпреступность.
— В первую очередь должны быть озвучены основные угрозы информационной безопасности, которые приводят к потере информации и денежных средств. Например, часты случаи, когда ребенок пользуется интернетом на домашнем компьютере, оплачивает различные приложения при помощи банковской карты родителей, не подозревая, что эти сайты небезопасны. В итоге деньги полностью списываются с кредитной карты и семья остается без средств к существованию, — рассказал Сачков. — Также до школьников необходимо донести важность того, чтобы они соблюдали «гигиену социальных сетей». Это связано с тем, что представители подрастающего поколения активно публикуют на своих страничках в соцсетях подробности личной жизни, в частности домашний адрес, фотографии квартиры, а также информацию о предстоящих поездках. Для многих преступников подобные публикации становятся наводками, так как по фотографиям они могут оценить, есть ли в доме предметы роскоши, а по публикациям узнать, что на определенное время квартира будет пустовать.
Как отметил Сачков, важным аспектом курса информационной безопасности должен стать вопрос о том, как правильно себя вести, если школьник стал объектом интернет-травли.
— Бывают ситуации, когда на всеобщее обозрение попадает личная переписка или фотографии школьников. Это приводит к тому, что школьник попадает в центр внимания и становится объектом для насмешек, с чем не каждый способен самостоятельно справиться, — сказал Сачков.
Что касается преподавателей нового предмета, то авторы обращения отмечают, что «вопрос, связанный с введением в школьном курсе предмета по информационной безопасности, необходимо решать в комплексе, начиная с организации на базе педагогических вузов кафедры по подготовке преподавателей соответствующей специальности. По этому пути уже пошли ведущие страны мира, осознавая, что информационная угроза в условиях современной реальности не менее опасна, чем любая другая, однако в наших силах ей противостоять».
По данным РАЭК, более 80% российских детей и подростков выходят в Сеть ежедневно, при этом только 19% из них пользуются интернетом под присмотром взрослых. Уровень опасности киберсреды только за 2014
год вырос практически вдвое. При этом, по оценкам ассоциации, общий
ущерб, нанесенный компьютерными мошенниками россиянам за прошлый год, превысил 100
млн рублей.
«Практика последних лет, к сожалению, показывает, что молодые люди и взрослые чаще всего не придают особого значения размещению в публичном пространстве своих персональных данных (личных адресов, телефонных номеров и т.д.). При этом надо особо подчеркнуть, что жертвами киберпреступников нередко становятся подростки, особенно младшего школьного возраста, которые легче всего оказываются под влиянием нежелательного контента и SMS или e-mail-рассылок», — говорится в обращении.
В пресс-службе Министерства образования и науки РФ сообщили, что инициативу рассмотрят, как только она поступит в ведомство.
— С учетом развития интернета как средства коммуникации вопрос информационной безопасности действительно актуальная тема, которой Министерство образования и науки уделяет должное внимание, — отметили в пресс-службе. — На сегодняшний день учебные программы по ОБЖ и информационным технологиям уже содержат элементы основ информационной безопасности. Также в октябре 2014 года в российских школах был проведен единый урок по безопасности сети интернет при поддержке Совета Федерации.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что пока не будут разработаны стандарты и программы, вводить новый предмет нельзя.
— Сегодня в школах не хватает учителей информатики, поскольку в связи с реорганизацией вузов сократилась подготовка по ряду специальностей, в том числе преподавателей информационных технологий, — пояснил Комков. — К тому же сначала необходимо создать педагогическую и учебно-материальную базу, а также утвердить стандарт, что пока не сделано. Нужно понимать и психологию возраста пятиклассника: дети в 11–12 лет могут воспринимать только самые элементарные вещи, поэтому разрабатывать придется целых семь стандартов с учетом индивидуального возрастного подхода к каждому году обучения. По такому же принципу строятся учебные программы физики и математики.
Как отметил Комков, за рубежом основы кибербезопасности не выделены в отдельный предмет, их, не углубляясь в подробности, преподают в рамках курса информационных технологий.
— Я категорически не согласен с тем, что курс кибербезопасности должен быть введен в ущерб урокам ОБЖ. К сожалению, жизнь показывает, что те вещи, которые кажутся нам неактуальными, например угроза ядерного оружия или химической атаки, могут вновь стать актуальными, — сказал Комков.
Старший системный инженер Symantec и эксперт по информационной безопасности Олег Шабуров появление нового предмета назвал необходимым.
— Школьника сейчас гораздо больше испугает взрыв «атомной бомбы» в интернете, который грозит потерей всех загруженных данных, чем реальный взрыв, который не воспринимается как настоящая угроза, — сказал Шабуров. — Одна из проблем заключается в том, что большинство людей рассматривают реальный и виртуальный миры как не взаимосвязанные между собой элементы. Как результат, пользователи порой не задумываются, что опубликованная в интернете информация может принести им вред в обычной жизни. Поэтому особое внимание в курсе я бы уделил объяснению того, что такое информация в целом и каким образом она может перемещаться в реальном и виртуальном пространстве.
По словам Шабурова, в отдельную тему необходимо также выделить разъяснение тех угроз, которые ожидают пользователей в информационном пространстве.
— Многие имеют представление о том, что такое вирус и какую опасность он несет. Однако угроз гораздо больше — например, запугивание или шантаж через социальные сети, — отметил эксперт. — Самый распространенный пример — слежка за пользователями через мобильные устройства. Например, при установке приложений главной целью детей является их быстрое скачивание, они подробно не вчитываются в условия соглашения при установке игры. Однако, как правило, приложение запрашивает доступ к определению геолокации, использованию камеры, отправке SMS или исходящих вызовов на платные номера, а ребенок зачастую просто нажимает клавишу «разрешить», не задумываясь о последствиях. Потом родители сталкиваются с тем, что либо с мобильного счета, либо с банковской карты начинают беспричинно списываться деньги, а личные фотографии ребенка попадают в Сеть и т.д.
По мнению Шабурова, вводные уроки по кибербезопасности стоит проводить начиная с начальной школы, как это происходит в Европе.
Между тем «Лига безопасного интернета» (ЛБИ) уже разработала учебную программу по основам информационной безопасности и программу по переподготовке преподавателей. Как рассказал директор компании Денис Давыдов, программы в качестве эксперимента на протяжении 2 лет уже тестируются в ряде российских школ, в частности в Ульяновской, Псковской, Костромской и Московской областях.
— Занятия проводятся в рамках уроков ОБЖ или информатики. Для учеников младшей школы подготовлены красочные учебные пособия, в которых рассказывается об устройстве компьютера, о том, на каких ресурсах стоит получать информацию, а где нет, — рассказал Давыдов. — В средней школе особое внимание уделяется методам и способам работы с информацией, как тот или иной ресурс может повлиять на психику человека, например сделать его агрессивным. Упор делается также на онлайн-игры, мы рассказываем, как не стать жертвой злоумышленников и избежать интернет-зависимости.
По словам Давыдова, старшеклассников учат способам защиты информации и правилам пользования публичными сетями Wi-Fi.
— Дело в том, что вся информация, размещенная в интернете, остается в Сети навсегда. В дальнейшем это может повредить карьере или личной жизни, поэтому важно, чтобы люди с ответственностью подходили к публикациям данных о себе и своих близких, — сказал глава ЛБИ.