Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Федерализация или распад

Журналист Владислав Мальцев — о том, почему Киев пытается «опереться на штык» в регионах юго-востока
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как заявил в выпущенном 30 января видеообращении командир полка «Азов» Андрей Билецкий, судя по ситуации на фронте, где находится его часть, всё «идет к военному разгрому Украины». По его мнению, после этого произойдет «признание ДНР и ЛНР в границах Донецкой и Луганской областей с расширением (территорий под контролем повстанцев. — В.М.), возможно, на Харьковскую область, возможно, на Одессу».

Подобное заявление выглядит весьма симптоматичным, тем более что именно бойцы возглавляемой Билецким Социал-национальной ассамблеи своим террором и «гасят» уже скоро как год в этих регионах антимайданные и пророссийские настроения.

Но с какого-то момента сил националистов и футбольных болельщиков для этого уже перестало хватать. 27 сентября в Харькове, в день, когда коммунисты пытались провести «Марш мира», МВД вывело на улицы бронированные джипы и бэтээры с крупнокалиберными пулеметами, официально заявив: «С сегодняшнего дня бронетехника будет привлекаться к патрулированию города». Именно под прикрытием этих сил переброшенные в город из Мариуполя бойцы «Азова», собрав вокруг себя местных уличных праворадикалов, смогли снести памятник Ленину — который весной успешно отстояли от них борцы антимайдана.

Подобное патрулирование продолжается спустя много месяцев. Не далее как 29 января на городском сайте Харькова появилось видео «развода караулов» патрулей силовиков, где помимо милиции, нацгвардии и курсантов местного университета МВД показаны также бронемашины с пулеметами — и джипы, и бронетранспортеры.

Для новой власти такой вот порядок «усиленного патрулирования» — в порядке вещей. Официально 21 января в городе было объявлено о «пилотном запуске системы антитеррористических мер». Термин этот весьма напоминает «антитеррористическую операцию» (АТО), как в Киеве предпочитают называть идущие в Донбассе боевые действия, что уже красноречиво.

Кстати, в октябре на едином веб-портале исполнительных органов исполнительной власти Украины уже было опубликовано заявление главы Государственной службы по делам ветеранов войны и участников АТО Артура Деревянко о том, что «прорабатывается вопрос о включении в эту зону некоторых районов Харьковской области».

Такая же ситуация наблюдается и «жемчужине Черного моря».

29 декабря начальник Главного управления МВД в Одесской области Иван Катеринчук выступил с заявлением о начале в городе «контртеррористической операции». Термин немного другой (как было сказано выше, подобное положение пока только опытно обкатывается и может называться в разных регионах по-разному), но также походящий на АТО. «В связи с этим, — заявил Катеринчук, — с целью осуществления контроля за ситуацией, по улицам областного центра будет наблюдаться значительное передвижение специального милицейского и грузового военного автотранспорта, экипированных людей с автоматическим оружием».

3 января в город вошла колонна военной техники нацгвардии, фотографии которой затем появились в украинских СМИ: припаркованные вдоль одесских улиц грузовики, рядом — военные в бронежилетах, касках и скрывающих лица балаклавах, с автоматами в руках.

Интересно, что у либеральной российской интеллигенции, воспитанной на идеалах «пражской весны», где безоружные люди выходили против советских танков в 1968 году, события в Харькове и Одессе не вызвали ни малейшего осуждения...

По сути, юго-восток Украины превращается в подобие Ольстера, куда в 1969 году для подавления массовых протестов ирландского католического населения решением центра были введены части армии, пребывание которых — с периодическим введением прямого внешнего правления из Лондона — затянулось на десятилетия. Блок-посты на дорогах, сооруженные из бетонных блоков, автоматчики, бронетехника на улицах — всё это жители Одессы и Харькова видят уже не первый месяц.

А роль вооруженных протестантов-ультралоялистов успешно выполняют парамилитарные формирования «Правого сектора», частично инкорпорированные в 2014 году в число различных батальонов МВД.

Дальнейшее развитие событий нетрудно предсказать по аналогии с тем же Ольстером. Этническая и даже этноконфессиональная — если русскоязычное и русскокультурное население посещает храмы Московского патриархата, то яро украинское — либо Киевского патриархата, либо униатские — сепарация перерастет в социальную, когда лучшие места в государственных и частных учреждениях — только для представителей лоялистской части общества, а милиция — так и вообще полностью из таковой.

Прогрессирующая деградация экономики (ибо вкладываться в развитие оппозиционного ему и могущего отделиться от него региона Киев не заинтересован) и обнищание населения, эскалация вооруженного противостояния (потому что легальных способов для оппозиционных нынешней власти сил выразить себя очень мало, любая деятельность, на которую можно навесить ярлык «сепаратистской» или «антиукраинской», сразу же вызывает нападение ультралоялистов), уличные стычки и теракты, разделение на враждующие кварталы и т.д.

Перспектива не в духе радужного «европейского выбора», но более чем вероятная в рамках такового.

Единственный путь избежать такой перспективы — реальная федерализация юго-востока, так как это позволит местному населению формировать полностью зависящие от него органы власти (сейчас, например, губернатора той же Одесской области назначают из центра), которые, в свою очередь, смогут обеспечить в регионе самостоятельную политику как в языковой сфере (подписанную Украиной в 2006 году Хартию Евросоюза о региональных языках никто не отменял) и в части подбора кадров исполнительной власти на местах, так и в развитии самостоятельного местного бизнеса.

Де-факто «федерализация» позволит иметь собственную позицию и местному МВД, и даже СБУ, что уменьшит их взаимодействие с населением в «оккупационном» стиле, а также позволит снизить своеволие формирований националистов из «Правого сектора» и ему подобных. В общем-то, в Киеве это отлично понимают — и именно поэтому так яростно сопротивляются любым попыткам изменить жестко унитарный строй Украины, что даст гораздо больше возможностей той части населения, которую попытался исключить из политической жизни майдан.

Комментарии
Прямой эфир