Большие возможности для малых стартапов
Вместе с непростой экономической ситуацией в Россию пришел и «ветер перемен». Как любят говорить молодые стартаперы: «Кризис — это время возможностей!» И это правда. Сегодня, как никогда раньше, малые инновационные предприятия при поддержке Фонда «Сколково» успешно сотрудничают с крупными государственными и частными коммерческими корпорациями.
На самом деле, открытые инновации — это не просто название популярного форума, но действенная модель сотрудничества крупного бизнеса с небольшими стартапами, которая эффективно применяется во всем мире. «Эта модель предполагает, что компании — лидеры в своих отраслях экономики — постоянно работают над повышением собственной конкурентоспособности и эффективности, — рассказал Игорь Богачев, вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор кластера информационных технологий. — И делают они это с привлечением тех технологий и идей, которые создаются как раз стартапами. Так должно быть в идеале». По мнению эксперта, нынешняя экономическая ситуация подтолкнет отечественные госкорпорации пристальнее присмотреться к решениям, предлагаемым малыми инновационными предприятиями, в том числе и резидентами «Сколково». «Стартапы более мобильны, могут сфокусироваться на решении конкретной задачи. А у большой корпорации много задач, которые надо решать одновременно, отсюда — многочисленные сложности с разработкой истинных инноваций, и так происходит не только в России», — говорит Игорь Богачев. Однако на Западе крупные корпорации, чтобы избежать бюрократии, создают венчурные фонды, активно вовлекают стартапы в свои технологические цепочки, инвестируют в них, покупают технологии или целиком малые предприятия... У нас же до последнего времени «монстры» большого бизнеса были сосредоточены на созерцании своего внутреннего мира: имея свои бюджеты, с помощью своих же сотрудников они разрабатывали и внедряли собственные идеи и продукты, не вовлекая инновационные компании со стороны, да и, честно говоря, не обращая на них никакого внимания. Именно поэтому с западными корпорациями, такими крупными, как Shell или Airbus, например, резиденты «Сколково» начали работать куда раньше и уже достигли определенных результатов.
Тест на выносливость
Вот и резидент ИТ-кластера «Сколково» — компания «Рок Флоу Динамикс», создавшая уникальный программный комплекс для моделирования разработки нефтегазовых месторождений, сначала заинтересовала зарубежные нефтяные компании. Но сегодня при помощи Фонда «Сколково», который способствовал коммерциализации проекта «Рок Флоу Динамикс» на родине, компания поставляет свое программное обеспечение практически во все ведущие нефтегазовые компании России: «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Газпром нефть», «Башнефть» и другие. «Работа с крупными компаниями, как тест на выносливость, — считает генеральный директор «Рок Флоу Динамикс» Дмитрий Эйдинов. — Недостаточно иметь хороший продукт. Необходимо вписаться в налаженный рабочий процесс большой компании и убедить ключевых специалистов и руководителей разных уровней, что ваше решение — именно то, что им нужно. Это требует времени и терпения. Поэтому инноваторы должны быть готовы потратить несколько месяцев и даже лет, прежде чем их решение сможет быть внедрено. Тут главное не сдаваться и искать свою нишу». По его мнению, работа с крупными заказчиками — не просто возможность получить контракты на значительные суммы, что само по себе, конечно, приятно. Самое важное для начинающей компании — тесное общение с ключевыми экспертами отрасли, которое дает возможность лучше понять потребности рынка. «В крупных компаниях такие люди всегда есть, и многие из них с готовностью помогают пробиться молодым энергичным командам, если видят в них потенциал, — отметил Дмитрий Эйдинов. — Сейчас мы имеем продукт превосходного качества, который ни в чем не уступает лидерам мирового рынка, а по многим параметрам их и превосходит. Это во многом происходит благодаря бесчисленным тестированиям и пилотным проектам с крупными компаниями. Нам указывают на наши пробелы, мы стараемся максимально быстро их заполнить».
Взаимная выгода
В работе с большими корпорациями стартапы прельщает как раз возможность протестировать свой проект «в поле». Таким образом, он развивается в правильном направлении с учетом потребностей заказчиков. «Для любого стартапа взаимодействие с крупной компанией — это очевидный бизнес и, конечно, отличная площадка для тестирования своей технологии, — констатирует Игорь Богачев. — Одно дело, когда вы в теории систему информационной безопасности банка разрабатываете, и совсем другое — когда вы ее в Сбербанк поставили и тут же получили обратную связь».
Сбербанк, как и Московский метрополитен, например, пока только присматриваются к разработкам резидентов «Сколково», и стартапы, подготовившие для них проекты, не спешат разглашать подробности будущих контрактов. «Диалог налаживается, и это главное, — подчеркнул Игорь Богачев. — Важно то, что с началом работы «Сколково» в России появилась дискуссионная площадка, где госкорпорации могут познакомиться с идеями и продуктами стартапов». Ведь до сих пор они пользовались в основном готовыми технологиями, причем преимущественно западными. А сейчас нужно повышать эффективность и при этом не забывать о выполнении госпрограммы по импортозамещению. Тут без инноваций никак не обойтись.
Компании, которые почувствовали «ветер перемен» раньше других, уже вовсю используют разработки отечественных инноваторов. Так, за прошедший год наметился серьезный прогресс в работе резидентов ИТ-кластера «Сколково» с компанией «Ростелеком» — создан целый ряд совместных проектов. Так, компания «Вокорд» является ведущим российским разработчиком и производителем интеллектуальных систем видеонаблюдения и аудиорегистрации. Она вот уже третий год сотрудничает с «Ростелекомом» в рамках проектов «Безопасный город», основная цель которых — снижение смертности на дорогах и улучшение криминогенной обстановки на улицах городов. «В рамках данного сотрудничества «Ростелеком» выступает заказчиком и инвестором проектов по внедрению системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД VOCORD Traffic на улицах российских городов, — рассказал Алексей Кадейшвили, технический директор компании. — Недавно был реализован проект по внедрению нашей системы в столице Республики Коми городе Сыктывкаре, где установлено около 20 рубежей контроля системы VOCORD Traffic. Нарушения ПДД фиксируются на пяти перекрестках и двенадцати улицах города. Кроме того, VOCORD Traffic «ловит» нарушителей на двух железнодорожных переездах».
Среди нарушений, которые фиксирует система: заезд за стоп-линию, пересечение двойной сплошной линии, выезд на встречную полосу, превышение скорости и нарушения при проезде железнодорожных переездов. Также VOCORD Traffic в автоматическом режиме отслеживает транспортные потоки, ведет подсчет автомобилей и сверяет данные о проехавших машинах с базами данных розыска. Установленная в Сыктывкаре система уже успела продемонстрировать высокую эффективность. Так, по данным УГИБДД МВД по Республике Коми, с момента начала работы VOCORD Traffic аварийность на участках снизилась на 30%. «В скором будущем география сотрудничества с компанией «Ростелеком» по реализации проектов класса «Безопасный город» должна значительно расшириться: система VOCORD Traffic «придет» в Нижний Новгород, Горно-Алтайск, Хабаровск и Пензу», — отметил Алексей Кадейшвили.
Вне зависимости от санкций!
Еще один резидент «Сколково» — компания «OPTIMENGA 777» — ставит перед собой не менее амбициозные задачи. «Мы разрабатываем программное обеспечение нового поколения для аэродинамического проектирования летательных аппаратов, — рассказал генеральный директор компании Сергей Пейгин. — Наш код OPTIMENGA_AERO позволит осуществить технологический прорыв в индустриальном аэродинамическом проектировании летательных аппаратов и перейти от традиционного метода «проб и ошибок», основанного на опыте и интуиции конструктора, на новый уровень работы с использованием средства автоматического аэродинамического дизайна. Результаты испытаний подтверждают, что данное ПО действительно носит революционный характер: решение тестовой задачи по оптимизации трехмерного крыла на основе OPTIMENGA_AERO было найдено за 27 часов, а снижение сопротивления исходного крыла составило 5,8%, в то время как время расчета программным продуктом компании BOEING составило 50 дней (1200 часов), а сопротивление удалось снизить только на 3,8%!»
OPTIMENGA_AERO уже используется для выполнения реальных проектов в России в дочерних компаниях ОАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация»: НПК «Иркут» — для самолета МС-21, «Гражданские Самолеты Сухого» — для самолета «Сухой СуперДжет», ТАНТК имени Бериева — для самолета Бе-200. «Поскольку «Оптименга-777» полностью российская компания, то все права на разрабатываемое программное обеспечение принадлежат нам и для внедрения в российской авиапром нам не требуется разрешения каких-то иностранных государств, — подчеркнул Сергей Пейгин. — А это значит, что использование OPTIMENGA_AERO на предприятиях «ОАК» полностью снимает риски влияния западных санкций на процесс аэродинамического проектирования российских гражданских самолетов».
История успеха
Олег Табаровский, генеральный директор компании «РТЛС» (резидент кластера информационных технологий Фонда «Сколково»)
А мне хотелось бы рассказать об опыте внедрения нашей системы не в госкорпорации, а в очень большой частной компании ОАО «Северсталь». Надеюсь, что этот опыт не менее интересен. Наша система позиционирования в закрытых помещениях в конце 2013 года была введена в эксплуатацию в СПЦ-1 ОАО «Северсталь-Метиз». Беспроводная инфраструктура системы охватывает всю территорию цеха СПЦ-1 площадью 130 тыс. м2 и включает 146 базовых станций. Основное назначение системы — мониторинг работающих в цехе погрузчиков. Все 50 работающих в цехе погрузчиков оснащены специально созданными в процессе внедрения системы метками для транспортных средств. Система обеспечивает контроль скорости погрузчиков с целью обеспечения производственной безопасности и контроль использования погрузчиков, в процессе которого определяется время нахождения каждого погрузчика на объекте, время его работы и время простоя. Для пользователей — сотрудников различных подразделений — предусмотрено 10 рабочих мест, позволяющих вводить зоны контроля и устанавливать правила для этих зон, визуально в режиме реального времени наблюдать на плане местонахождение и перемещения погрузчиков, просматривать историю их перемещения, получать информацию обо всех случаях превышения разрешенной скорости, получать отчеты о превышении скорости и эффективности использования погрузчиков. Мы успешно завершили первый этап внедрения системы. На следующем этапе развития системы планируется решение задачи контроля процесса отгрузки готовой продукции. Планов по развитию системы и внедрению нового функционала у нас много. Ведь на предприятиях ОАО «Северсталь» в этом году планируется как минимум два тендера, в которых мы собираемся участвовать и предлагать наши технологии, оборудование и программное обеспечение.
Основная проблема, с которой столкнулись мы и, вероятно, сталкиваются компании, аналогичные нашей, при реализации крупных проектов — это недостаток финансовых ресурсов. Госкорпорации и большие частные компании, как правило, рассчитываются по факту поставки продукции. Нам же необходимо закупить комплектующие и осуществить предоплату производства. Малым компаниям, не имеющим значительных активов, почти невозможно получить кредит на приемлемых условиях. Нам удалось найти необходимые средства у небанковских структур под минимальный процент, но это скорее исключение. Вторая проблема, с которой мы столкнулись, — это большое количество непрофильных для нас работ по прокладке коммуникаций, которые необходимы для работы системы. Такие работы требуют множества монтажников, проектировщиков, которых у нас в штате просто нет. Без надежных партнеров, как в нашем случае, реализацию больших проектов малым инновационным компаниям просто не осилить.
Но есть в такой работе и несомненный позитивный момент — это бесценный опыт. Особенно он важен для технологических компаний, когда масштаб проекта позволяет выявить проблемы в оборудовании и программном обеспечении, которые в маленьких проектах просто не проявляются. Другой безусловный плюс таких проектов — это то, что их успешная реализация является своеобразным знаком качества, позволяющим убеждать новых заказчиков.