Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Моисей Фейгин обрел себя после ста лет

В Москве открылась ретроспектива последнего участника легендарной арт-группы «Бубновый валет»
0
Моисей Фейгин обрел себя после ста лет
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В столичной галерее Artstory открылась ретроспективная выставка, посвященная 110-летию со дня рождения Моисея Фейгина. Среди представленных работ — эскизы, рисунки, живописные полотна, иллюстрирующие творческий путь последнего представителя арт-группы «Бубновый валет».

Как пояснил «Известиям» куратор выставки, коллекционер Михаил Опенгейм, целью выставки было показать не просто работы Фейгина, но и его человеческую сущность.

— Творчество Моисея Фейгина сильно недооценено, и мне кажется, что у нас есть долг перед художником, обязанность показать, насколько он талантлив. Выставка готовилась вместе с членами семьи Фейгина. Собирались истории из его жизни, поскольку для меня самым важным было сделать экспозицию человечной, — пояснил куратор. Моисей Фейгин обрел себя после ста летМоисей Фейгин обрел себя после ста лет

В процессе подготовки выставки Михаил Опенгейм узнал множество интересных деталей из жизни Фейгина. Одна из них касалась службы художника в кавалерии.

— Он выбрал именно эти войска из-за того, что ему нравилось рисовать лощадей. Но Фейгин ни разу не сидел в седле и не думал, что это так тяжело. Он попал в подразделение, где служили бывалые казаки, которые в седле родились. Но Фейгин был гимнастом, человеком крепким, сухим, так что он просто имитировал, копировал действия казаков, благодаря чему складывалось впечатление, что он опытный наездник, — рассказал Опенгейм.

Любовь художника к лошадям хороша видна в работах, представленных на выставке. На картине «Натюрморт» на столе стоят две деревянные фигурки лошадей: Фейгин сперва сам вырезал их из дерева, а затем срисовывал. Фигурки наряду с распятиями и другими поделками мастера заняли специальный шкаф в одном из залов галереи.

Отдельный коридор заполнили эскизы, изображающие Чарли Чаплина. Этот образ появился в творчестве Фейгина в 1970-х годах.Моисей Фейгин обрел себя после ста летМоисей Фейгин обрел себя после ста лет

— По всей видимости, Чаплин сильно напоминал Фейгину самого себя — художник к тому времени начал ходить с палочкой. В результате он изображал Чаплина почти на всех работах, даже на картине «Орфей». Силуэт Чарли здесь трудно различить, но он все-таки есть, — добавил куратор.

Другие герои, постоянно путешествующие с картины на картину, — Дон Кихот и Санчо Панса, воплощающие бесстрашие и верную дружбу, а также арлекины — циркачи, которые каждый день рискуют жизнью. По словам Опенгейма, Моисей Фейгин часто ходил на репетиции в цирк, видел, как циркачи разбивались и падали. Арлекины были для него символом людей, каждый день выполняющих гражданский подвиг.

Особенное место занимает образ скрипача Муси Пинкензона — пионера-героя 1950-х годов. Согласно легенде, немецкие офицеры поставили скрипачу условие: сыграешь хорошо, отпустим твоих родителей. Однако Муся заиграл «Интернационал», за что был тут же расстрелян вместе с семьей.Моисей Фейгин обрел себя после ста летМоисей Фейгин обрел себя после ста летМоисей Фейгин обрел себя после ста лет

Выставка получила название «Неистовый Орфей»: художник работал буквально до последних дней, поскольку не работать просто не мог. Более того, Моисей Фейгин занесен в Книгу рекордов Гиннесса как «самый старый работающий профессиональный художник мира».

Как сказал «Известиям» внук Фейгина Леонид, «дедушка — один из по-настоящему уникальных художников, потому что он сумел сделать полноценную выставку из полотен, созданных им после столетнего юбилея».Моисей Фейгин обрел себя после ста летМоисей Фейгин обрел себя после ста летМоисей Фейгин обрел себя после ста лет

— В последние годы жизни он сильно изменился, — продолжил Леонид Фейгин. — После ста лет его самочувствие было тяжелым, он плохо видел. Говорил, что нет сил на «туфту», поэтому он занимается чистым искусством. Именно в это время он ушел в абстракцию, религию. Написал очень много распятий, и с каждым новым фигура Христа становилась все более абстрактной, фактурной: он выдавливал краску на холст прямо из тюбика и объяснял, что когда он позволяет случайности оказаться на холсте, то является не автором, а соавтором. Автором же продукции является вселенская гармония, которая управляет законами тяготения, растекания, прилипания краски. 

Есть на выставке и последняя работа художника — абстрактное полотно, на котором остались следы от тюбика краски и приклеенная крышечка. Фейгин избегал слова «Бог», но трактовал свои последние картины как непосредственное общение с силой мироздания.

— Это была энергия в чистом виде, работы совершенно молодого человека, — добавил Леонид Фейгин. — Он говорил, что только после ста лет понял, что делает, и наконец начал работать.Моисей Фейгин обрел себя после ста летМоисей Фейгин обрел себя после ста летМоисей Фейгин обрел себя после ста лет

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир