Грядет время возможностей!
Вот уже три года Всероссийский стартап-тур шагает по стране, а в 2015 году впервые он выйдет и за ее пределы — в поисках самых лучших и неожиданных инновационных идей организаторы тура отправятся в Астану и Минск.
Стартап-тур (Russian Startup Tour, RST) начнется в феврале 2015 года, но уже с 1 декабря 2014 года идет прием заявок от инноваторов на участие в нем. Этапы RST пройдут с февраля по апрель в десяти российских городах: Ростове-на-Дону, Томске, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Красноярске, Уфе и одном из городов Московской области, а также в Казахстане и Белоруссии — эти страны являются партнерами России по Таможенному союзу.
Завладевая сердцами
Стартап-тур организуют представители Фонда «Сколково» совместно с Федеральным агентством по делам молодежи, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Ассоциацией инновационных регионов России, Агентством стратегических инициатив, Российской венчурной компанией, Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» и Центром инновационного развития Москвы.
По словам вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича, главная задача стартап-тура — самого масштабного национального мероприятия по поиску инновационных проектов — чтобы «идея инновационного предпринимательства завладела умами, сердцами многих тысяч молодых и не только молодых людей, у которых есть энергия, есть талант, есть стремление объединить наработанные результаты научных исследований и свои предпринимательские возможности, свое умение общаться с людьми, с инвесторами, с клиентами. Всему этому учит стартап-тур, он зажигает, дает навыки, дает возможности познакомиться с историями успеха, привлекает внимание региональных администраций — что очень важно».
Результаты стартап-туров предыдущих лет говорят сами за себя: если в 2012 году в мероприятии приняли участие 3 тыс. человек из 22 городов России, то в 2014 году было уже 8,9 тыс. участников из 27 городов. Ширится не только количество инноваторов, но и качество представляемых ими проектов: если в 2012 году только 200 проектов получили положительную оценку экспертов, то спустя два года таких инновационных идей было уже 450!
Новые вводные
Главная цель тура — «разбудить» молодых предприимчивых ученых из регионов, заставить их действовать и развивать свой инновационный потенциал. Для этого организаторы стартап-тура в 2015 году решили внести в программу ряд изменений — в частности, программу RST расширили до двух дней: «По итогам стартап-туров в прошлые годы стало понятно, что одного дня в каждом городе не хватает, — отметила Екатерина Иноземцева, директор по стратегии Фонда «Сколково». — Поэтому RST-2015 обещает стать максимально насыщенным с информационной точки зрения, наполненным интересными событиями, мастер-классами и выступлениями».
Программа первого дня мероприятия будет включать презентации и мастер-классы для молодых инноваторов, в то время как второй день будет посвящен конкурсу питч-презентаций.
Еще одно отличие — в 2015 году тур пройдет по 10 городам (а не по 30, как в прошлом году, например), но это не значит, что тур сократил свой охват. Наоборот — в каждом из городов-хабов организаторы ждут не только местных стартаперов, но и начинающие команды из соседних регионов. Например, к участию в этапе стартап-тура в Ростове-на-Дону приглашены команды со Ставрополья, из кавказских республик и Крыма, а в Томске — из соседних сибирских регионов.
«Таким образом мы надеемся привлечь максимальное количество участников, — подчеркнула Екатерина Иноземцева. — Помимо этого особый упор мы сделаем на привлечение к туру инвесторов и бизнес-ангелов, которые не только будут присутствовать на конкурсе, но и оказывать индивидуальные и групповые консультации участникам мероприятия».
Она отметила также, что стартап-тур-2015 будет разбит на треки (ИТ, Биомед, энергоэффективность и промышленные технологии) и конкурсы будут проходить по каждому из этих треков. Таким образом, количество проектов, которые будут участвовать в конкурсе, существенным образом увеличится. И, конечно, главная новость: впервые тур пройдет за пределами России, станет по сути уже не всероссийским, а международным. «Мы не первый год обсуждаем с партнерами из Казахстана и Белоруссии формат таких масштабных мероприятий, — рассказывает Екатерина Иноземцева. — Предварительный запрос на проведение RST поступил и из Азербайджана. Поживем — увидим, может, со временем приедем и туда».
Как и в предыдущие два года, финалисты стартап-тура-2015 помимо призов от партнеров и организаторов конкурса получат и приглашение на крупнейшее российское стартап-мероприятие — Startup Village, которое пройдет 2–3 июня 2015 года в Москве, на территории инновационного центра «Сколково». А оттуда — уже прямая дорога в резиденты «Сколково», к новым горизонтам и возможностям.
Никогда не сдаваться!
Какие же конкретно возможности предоставляет стартап-тур? «Известия» решили расспросить об этом самих финалистов предыдущих лет, кто, как не они, лучше других ощутил на себе все «последствия» участия в этом масштабном мероприятии.
Вот что рассказал нам Денис Шаров, коммерческий директор компании Appercode, которая стала победителем стартап-тура 2013 года в Новосибирске: «Наша компания была создана в 2012 году, наш проект — это система разработки мобильных приложений Appercode, которая упрощает создание мобильных приложений за счет использования общего кода для iOS, Android, Windows Phone. Для начала мы стали резидентами новосибирского Академпарка, там нам рассказали о проводимых мероприятиях, и, когда Фонд «Сколково» анонсировал стартап-тур, решили, что это хорошая возможность получить контакты в Москве. На тот момент были вопросы, что делать дальше, мы добились определенных результатов, но этого было недостаточно, бизнес не взлетал».
Свой проект компания презентовала на отборочном этапе в Новосибирске, где не только получила путевку в финал, но и предложение проверить идею на практике: сделать мобильное приложение для конференции Startup Village в очень сжатые сроки. «Мы прошли проверку, сделали приложение, и это стало хорошей демонстрацией возможностей Appercode, — гордится Денис Шаров. — В итоге мы выиграли региональный трек и стали финалистами общего конкурса. После финала мы подали заявку на статус резидентов «Сколково» и прошли с первой попытки, набрав 29 баллов из 30. На конкурсе получилось познакомиться с инвесторами, покупателями и разработчиками, получить качественные отзывы о проекте, скорректировать развитие. У нас появились деньги на проект, мы расширили команду и уже через два месяца поехали со «Сколково» в road show по Кремниевой долине, получили массу контактов и партнеров уже в США. Сегодня мы работаем с такими компаниями, как Microsoft, Сбербанк, «РусГидро», «Ростелеком», и гораздо увереннее смотрим вперед... Для нас участие в стартап-туре стало сказкой про Золушку, мы много читали про такие истории, но не верили, что это бывает на самом деле. Помню, как стоял в пробке в день проведения, опаздывал на презентацию и думал уже повернуть обратно, но все-таки доехал... Так что помимо полезных контактов, внимания инвесторов и крупных покупателей мы получили от Startup Tour главное — уверенность в себе и проекте!»
Предприниматель уверен, что необходимо использовать все возможности, которые есть, постоянно искать решения, которые помогут кратно увеличить бизнес, и никогда не сдаваться. «Startup Tour — как раз такая возможность: за несколько дней получить результат, на который в другой ситуации могут уйти годы», — подчеркнул Денис Шаров.
Место для самых смелых идей
Еще один пример потрясающего успеха, последовавшего за участием в стартап-туре, — это деятельность компании Baby Step из Челябинска. Проект компании — «Онлайн-университет для современных родителей» — представляет собой сайт, где размещены пошаговые видеоинструкции по вопросам воспитания и развития малышей от 0 до 6 лет. Выступив на RST 2014 и Startup Village 2014, компания стала настолько популярна, что незамедлительно привлекла в свой бизнес многомиллионные инвестиции из США.
«А начиналось все очень просто, — рассказывает руководитель Baby Step Айнар Абдрахманов. — Мы с супругой пришли из детского сада, где был тренинг по организации пространства для детей, я переставил дома мебель и получил неожиданный и удивительный результат — полуторагодовалый сын стал спокойней, любознательней, внимательней... Я осознал, что существует огромное количество знаний, накопленных за последние сто лет, которые недоступны современным родителям из-за слишком громоздких форм (толстые книги) или слишком «тяжелой» и неинтересной подачи. Так на свет появилась идея создания онлайн-университета для родителей и родилась концепция: «один ролик, одна минута, один совет».
Первые инвестиции — $100 тыс. от бизнес-ангела — компания привлекла самостоятельно, на эти средства было снято 50 первых видеоуроков, рассчитанных на молодых родителей во всем мире, не только в России.
«Бизнес в общем и целом развивался, но когда в Челябинск приехал стартап-тур, я решил сходить и рассказать о нашем проекте, — рассказывает Айнар Абдрахманов. — Не так часто в Челябинске проходят такие крупные федеральные мероприятия по инновациям, нельзя было упустить этот шанс. Помню, когда я выступил, Игорь Богачев (исполнительный директор IT-кластера «Сколково». — «Известия») встал и сказал, что наш проект — прямая путевка на Startup Village. Я был удивлен, хотя и понимал, что наш проект должен быть востребован потому, что у него очень простая бизнес-модель и понятная цель... На Startup Village моим ментором стала Екатерина Гайка (замдиректора по образованию и исследованиям IT-кластера «Сколково» — «Известия»). Она оказала мне огромную поддержку, ее адресный подход ко мне, ее советы в подготовке презентаций очень мне помогли. Я выступил и вышел — а за мной вышло человек 15, в том числе представители инвестфондов, все задавали вопросы, предлагали сотрудничество... Пока я с ними общался, выяснилось, что я выиграл! Меня поздравили и вручили грант в размере 150 тысяч рублей.
Также на этом мероприятии я нашел своего будущего директора по маркетингу. Марек Заремба-Пайк из Брюсселя раньше работал в «Сколково», и впервые мы познакомились именно на Startup Village 2014. Ну и самое главное — там же я нашел нашего главного инвестора, который решил, несмотря ни на какие санкции и другие препятствия экономического и политического характера, вложить в наш проект миллионы долларов».
По словам молодого предпринимателя, Россия — первый и основной рынок, на котором он намерен реализовать свой проект, однако он уверен, что уже в скором будущем Baby Step покорит весь мир. «Уже в марте 2015 года выйдет наше мобильное приложение для всех типов смартфонов на девяти языках, — рассказал Айнар Абдрахманов. — Потом я хочу подать заявку и стать резидентом «Сколково» и уже под их «крылом» создавать кабельный канал Baby Step, который будет работать в 40 странах мира на 12 языках. С такими партнерами и единомышленниками мы обязательно осуществим все планы!»
График Всероссийского стартап-тура-2015
3–4 февраля — Ростов-на-Дону
11–12 февраля — Томск
17–18 февраля — Нижний Новгород
3–4 марта — Казань
11–12 марта — Екатеринбург
17–18 марта — Астана (Казахстан)
25–26 марта — Санкт-Петербург
2–3 апреля — Владивосток
6–7 апреля — Красноярск
14–15 апреля — Минск (Белоруссия)
22–23 апреля — Уфа
29–30 апреля — Московская область