Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

Что каждый исполнит свой долг

Журналист Максим Соколов — о том, что сегодня, как и в былые времена, спасет Россию
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Никогда еще послание президента России Федеральному собранию не оглашалось в столь критической ситуации. Национальная валюта окончательно вышла из повиновения регулятора и в своем падении творила что хотела под крайне жалкие комментарии денежных властей. Очевидно было, что поведение рубля понятно им в той же степени, то есть ни в какой, как и человеку с улицы. Хозяйственный кризис стал очевиден для всех. 

Можно, конечно, было бы заметить, что к хозяйственным потрясениям нам не привыкать — в 1990-е годы бывало и не такое. Но, во-первых, из относительного экономического благополучия низвергаться в уже подзабытый хаос всегда больнее. Во-вторых — и в этом главное отличие от 1990-х — ныне кампанию приходится вести на два фронта. Внутри страны — полноценный экономический кризис, вовне — если пока еще не нашествие, то санкции двунадесяти языков (вар.: четырнадцати держав). Такого двойного давления не было давно. Тем более — повторимся — на страну, уже несколько заплывшую жирком и к нашествию двунадесяти языков не слишком готовую. Мобилизационные меры приходится проводить на ходу и с колес. 

Поэтому впервые в тексте президентского послания прозвучало упоминание «тяжких поражений 1941 и 1942 годов». Применительно к текущему положению дел это звучит как набат. 

Но то, что время на дворе тяжкое, означает, что правитель обращается ко всем и каждому примерно с теми словами, какие Нельсон приказал передать своему флоту с флагманского корабля 21 октября 1805 года при Трафальгаре: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». Флаговая сигнализация способствовала краткости, речь перед собранием может быть более пространной — «Впереди время сложное, напряженное, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте». От «воли, поступков и великодушия» граждан. Смысл вполне трафальгарский. 

Что и соответствует моменту: Англия осенью 1805 года находилась в положении не лучшем, чем Россия в начале зимы 2014 года. 

Но если о рядовых гражданах не было сказано ни единого худого слова — скорее наоборот, то граждане высокопоставленные — если они вообще способны слушать — могли бы услышать в президентских речах леденящий холод, выраженный в фразе «Все всё уже понимают, что надо делать, надо только начать это делать». Читай — не делают то, что делать должно. Не исполняют свой долг. 

Была даже и конкретизация: «Я прошу Банк России и правительство провести жесткие, скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты. И что хотел бы в этой связи сказать? Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть, пришло время воспользоваться этими инструментами». 

Более чем прозрачный намек на то, что и так хорошо известно. Играют против рубля не таинственные силы рынка, а вполне известные руководству ЦБ и правительству банки, которые можно перечесть по пальцам одной, много — двух рук. То, что денежные власти еще позавчера могли бы убедительно объяснить, что делать этого не надо, в случае необходимости подкрепив эти объяснения доходчивыми аргументами, и говорилось, и писалось неоднократно. 

Но вместо устрашающего змеиного шипения, которое хорошо доходит до банкиров — они люди вообще понятливые, раздавались только пустые речи из учебника «Экономикс».

Что уже несколько напоминает старинную солдатскую песню о войне 1812 года про Наполеона, который «Захотел всем светом он владать, // Александру, страх Царю задать», а также про руководителей ЦБ и правительства — «Господа-то, все наши дворяне, // Они перепугалися, не знают как и быть. // Перепугались, да все разбежались, // Ой, да в Москве нету, братцы, никого». Исключение составлял, по мнению нижних чинов, лишь генерал-фельдмаршал Кутузов — «Как один-то, один не испугался — // Вот Кутузов, всем нам командир». В.В. Путин тоже не испугался, и в ходе произнесения им речи курсы на бирже начали расти. Очевидно, бирже нравится, когда хоть кто-то являет волю и твердость. 

Сейчас, когда мужик сердитый, то есть Б. Обама, разгневался на Россию, спасти ее может только то, что спасало в былые времена — «Россия ожидает, что каждый исполнит свой долг». 

Про то и послание. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир