Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зеленский сообщил о прибытии ЗРК Patriot на Украину из Германии
Общество
В Бурятии после обрушения моста возбудили уголовное дело
Мир
Эксперт назвал выход Байдена из президентской гонки давним планом демократов
Общество
В Якутии обнаружены обломки пропавшего вертолета Robinson
Мир
В бундестаге рассказали о критическом отношении к Зеленскому
Мир
Индия эвакуировала 4,5 тыс. студентов из охваченной протестами Бангладеш
Мир
Международный эксперт указал на неспособность Байдена управлять США
Мир
Захарова назвала обеспечение свободы слова пустым звуком для Макрона
Мир
В бундестаге заявили об усталости немцев от конфликта на Украине
Мир
CNN узнал о приведении в повышенную готовность более 500 тыс. военных НАТО
Мир
Республиканцы назвали Камалу Харрис катастрофой для США
Авто
В Госдуме предложили тратить маткапитал на отечественные авто
Мир
Вучич заявил о нежелании Путина усиливать звонками давление на Сербию
Армия
Расчеты РСЗО «Град» уничтожили позиции ВСУ на харьковском направлении
Мир
Медведчук рассказал об охватившем Запад политическом безумии
Общество
В Приморье гендиректора агрохолдинга и экс-главу района обвинили в коррупции
Мир
В Раде спрогнозировали уход Зеленского в случае победы Трампа на выборах США
Армия
Группировка войск «Центр» нанесла удары по сотне позиций артиллерии ВСУ

Ирина Шнитке: «Альфреда за жизнь предали дважды: в начале и конце»

Вдова композитора — о проклятии Девятой симфонии, теме Фауста и гранатовом ожерелье
0
Ирина Шнитке: «Альфреда за жизнь предали дважды: в начале и конце»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

До 7 декабря в Московской консерватории и МГИМ имени Шнитке проходит большой фестиваль, посвященный 80-летию композитора Альфреда Шнитке. Со вдовой маэстро, пианисткой Ириной Шнитке встретилась корреспондент «Известий».

— Вам нравится фестиваль?

— Я побывала всего на нескольких концертах, но пока я довольна. Можно сказать, что фестиваль возобновился в хорошем качестве — в том, в каком до 2004 года его проводила музыкальный редактор Татьяна Гудкова. Потом она неожиданно скончалась, и к власти пришла дама, умудрившаяся перессорить исполнителей, из-за чего три концерта вообще сорвались. Сейчас же я вижу замечательную публику, которая и слушает прекрасно, и принимает хорошо. Прямо как в старые времена. Но тогда это было вопреки, а теперь — как нужно.

— Вы в Москве часто бываете?

— Каждые полтора месяца, где-то раз шесть или восемь в год. У меня в Германии сын, внучка, уже правнучке четыре года. Так уж сложилось. Когда-то Альфред поехал туда работать, у него были контракты с немецкими театрами, ученики. Мы думали, что проживем там года два-три, но потом начались 1990-е, и нас уговорили забрать туда всю семью, чтобы не было неприятностей. Сын приехал в мае 1991-го, и буквально через два месяца у Альфреда случился второй инсульт. Мы застряли. В 1994-м — новый инсульт... Конечно, мы уже не могли уехать, всё время проводили в реанимации — в Германии к тяжелобольному пускают в любое время. Так всё сложилось, хотя я с удовольствием бы жила здесь.

— Почему?

— Потому что жить и приезжать — совсем разные вещи. Мне кажется, советское время сделало западным странам очень большую рекламу. Считалось, что в СССР всё плохо (хотя идеологически действительно было ужасно), а где-то на Западе — рай. Когда приезжаешь на неделю в гости — да, рай. И не только на Западе, но и в любой стране. А когда там живешь — всё совсем иначе. Здесь теперь тоже совсем другая страна, я и законов не знаю, ничего. Но — где родился, там и пригодился. 

Ирина Шнитке: «Альфреда за жизнь предали дважды: в начале и конце»

— Вас друзья не отговаривают от визитов в Россию?

— У меня таких друзей нет. А если бы кто-нибудь так сказал, я бы нашла, что ответить. Моя страна всё равно Россия. Я не интегрировалась в Германию и не хочу. А то, что сейчас говорят, в основном, вранье. Мало ли его вокруг! Думаю, на это не надо обращать внимания.

— Давайте вернемся к фестивалю. В программе заявлены две научные конференции. Вы следите за исследованиями творчества Альфреда Гарриевича? 

— Не могу сказать, что слежу за всеми статьями — только за некоторыми. Особенно это касается музыковедов, которые лично знали Альфреда. Например, уже покойный, к сожалению, Александр Ивашкин — это человек, который на самом деле всё понимал. Он раскапывал такие мостики, до которых не добирался ни один музыковед. В каждом деле должен быть талант, но для музыковеда еще важны интеллект, объем знаний, масштаб. Я слежу также за тем, что пишет Евгения Чигарёва. Но больше меня интересует исполнительство.

— Вас называют единственным правильным интерпретатором музыки Шнитке. 

—  Думаю, это сильное преувеличение. Я много лет не играла, потому что негде было заниматься. Единственное, что могу сказать, — Альфреду нравилось, что я делаю. Он практически всегда разрешал мне что-то варьировать и говорил: «Тебе можно всё, потому что мне никогда не было стыдно за то, как ты играешь». Я могла открыто ему сказать, что Первая скрипичная соната мне неудобна: там нужно прижимать струны, а рояли везде разные. И добавила, что буду играть по-другому — он ответил: «Ради Бога». Он вообще всегда ставил очень мало нюансов, обозначал только темп и кульминации. Но ему всегда было интересно послушать, как будут играть разные исполнители. Сейчас многие хорошо играют: гениальный альтист Юрий Башмет, Владимир Юровский — как мне кажется, очень глубокий человек, понимающий музыку Альфреда.

— Но был как минимум один случай, когда Шнитке был недоволен интерпретацией. Имею в виду партитуру Девятой симфонии, которую закончил Геннадий Рождественский.

— Я не очень хочу об этом говорить, но это действительно так. Я знаю, что Геннадию Николаевичу не очень приятно было, но когда-то надо было сказать правду. Может быть, он хотел как лучше, я не знаю. Партитура симфонии была написана левой рукой, которой Альфред, разумеется, никогда не писал,— правая не работала после трех инсультов. Очень многое было невозможно разобрать. Альфред доверял Геннадию Николаевичу, который к тому моменту уже играл массу его сочинений, и играл совершенно замечательно. Собственно, это я уговорила мужа отдать партитуру Рождественскому и считаю себя в этом виноватой. Мне казалось, что дирижер такого масштаба, восстанавливая партитуру, имея такой опыт сыгранных сочинений, должен был чувствовать и понимать, что написал Шнитке. А он просто вставлял свои куски, фантазии. И когда однажды вышла скандальная статья под заголовком «Девятая симфония Шнитке или Рождественского» я сказала, что тут даже «или» быть не может.

Я написала Геннадию Николаевичу письмо, на которое он мне не ответил. После этого мы еще некоторое время пообщались, и все затихло. Тоже глупо, я считаю. Но я должна была это сделать. Ведь когда состоялась премьера, я съездила в Москву и привезла Альфреду запись и партитуру. Когда он услышал, что получилось, то швырнул партитуру на пол, — а ведь истеричным человеком он не был, — тут же выключил запись, и позже я услышала, как он рыдает в кабинете. Это было для меня шоком. 

Ирина Шнитке: «Альфреда за жизнь предали дважды: в начале и конце»

— Вы не хотели бы наладить общение с Геннадием Рождественским?

— Нет. Потому что тогда он перестал играть музыку Шнитке вообще. Когда-то я уже решила для себя эту ситуацию отпустить и больше о ней не говорить. Но как же так? Ведь музыка Шнитке осталась той самой музыкой, которую он столько раз играл и про которую говорил самые замечательные слова. Куда всё делось? Очень часто мы себе людей придумываем, а потом, при каких-то обстоятельствах, они раскрываются совсем с другой стороны. Мне очень жаль, что пришлось так разочароваться. 

Знаете, у меня как-то сам собой возник мостик к другому событию. Это было, когда Альфред еще только поступал в Союз композиторов. Ему сказали, что прежде, чем идти показываться на секретариате, надо прийти к Кабалевскому. Он был очень влиятельным человеком. Альфред пришел и услышал самые похвальные слова. Буквально через день он показывался на секретариате, и что вы думаете? Кабалевский тут же всё разругал. Да, его приняли, но это был такой шок в самом начале пути! И такой же шок был для него в конце. Альфред восхищался талантом, эрудицией Рождественского, но тот его предал. Печально, но что поделать.

— После Рождественского вы отдали Девятую симфонию в другие руки? 

— Сперва я послала ее Николаю Корндорфу, но тот трагически скончался. В итоге редакцию сделал Александр Раскатов — он действительно старался разобраться, что написано. Сейчас уже есть некоторое количество записей, и часть из них мне даже нравится.

— Вы верите в проклятие Девятой симфонии? 

— Я больше верила в проклятие темы Фауста. Собственно, мы познакомились на этой теме, Альфред увидел у меня книжку «Доктор Фаустус» Томаса Манна — тогда как раз вышел ее перевод на русский. С этого разговора всё и началось. Через полгода после того, как Альфред написал на эту тему кантату, случился первый инсульт. А самый страшный инсульт произошел, когда он закончил оперу «Фауст». Мне кажется, есть темы, в которые не надо очень глубоко вникать. Может быть, если бы он писал по Гете, было бы легче. А он взял Томаса Манна, уртекст.

— Правда ли, что когда Альфред Гарриевич делал вам предложение, то предупредил, что умрет от инсульта? 

— Да. У всех его предков по материнской линии была гипертония, и он мне об этом сказал. Но когда тебе 20, кажется, что это будет неизвестно когда. С предсказанием связана еще одна очень любопытная история. В детстве я знала женщину, прибалтийскую немку, которая гадала по руке, да и просто так. Я не верю экстрасенсам, и не верила бы, если бы всё, что она говорила, не сбывалось. Когда мы поженились, я уговорила Альфреда сходить к Марте. И она предсказала всё — все сложности, все успехи. А когда мы уже уходили, то сказала, что будет что-то с правой рукой и ногой. Но не скоро. Так и случилось.

— Вы сейчас следите за современной академической музыкой? Существует мнение, что она закончилась на творчестве Альфреда Гарриевича, и началось социальное высказывание.

— Я стараюсь смотреть в музыкальное будущее оптимистично. Потому как если проследить историю, то видно, что значимые личности появлялись примерно в одно время и даже, как правило, общались между собой. А потом случались провалы. Но я воспринимаю провал как постепенное накопление. Вообще, начало каждого века — всегда тяжелое время. Думаю, к 2020 году всё уляжется, утрясется, и появятся личности, и политически всё уляжется.

— Есть такая поговорка: только умный человек понимает стихи Бориса Гребенщикова и музыку Шнитке. 

— У Гребенщикова очень хорошие тексты, я люблю его песни. Ни в том ни в другом ничего заумного нет. Не надо думать, что это сложно. Надо открыть сердце и внимательно слушать. Хотя, конечно, нужно, чтобы человек был хоть сколь-нибудь развит. 

— Ну и все-таки. Тяжело ли жить с гением? 

— Я с другими не жила (смеется). С ним было очень хорошо. И по-человечески он был идеальным. Чем больше я живу без Альфреда, тем больше понимаю, что таких людей нет. Я потому и книгу не пишу, что если напишу правду, мне никто не поверит. Недавно я услышала, как кто-то сказал: «Нет ничего более неприятного, чем идеальный человек». Меня это удивило. Я считаю, что очень важно, когда человек всю жизнь работает над своим характером, душой.

Я могу рассказать вам реальную историю, которая, быть может, что-то объяснит. Однажды в Москве открылся магазин старинных украшений. Альфред знал, как я их люблю, и дал мне деньги, чтобы я что-нибудь для себя выбрала. Я пошла и купила гранатовое ожерелье за 60 рублей. А уже придя домой, узнала, что одна знакомая сейчас тоже продает гранатовое ожерелье, побогаче моего. И Альфред сказал мне: «Ты сдай то в комиссионку, мы чуть добавим денег, и купишь это». Я пошла сдавать, и в магазине мне неожиданно предложили за него 120 рублей. Конечно, я не стала возражать, приехала домой и радостно сказала, что ничего добавлять не надо, в магазине мне дали денег в два раза больше. И тут у Альфреда изменилось лицо. Он стал весь белый и сказал: «Как тебе не стыдно? Иди и верни лишние деньги». И хотя сумму назвала не я, а магазин, этот случай стал уроком на всю жизнь.

Ирина Шнитке: «Альфреда за жизнь предали дважды: в начале и конце»

Комментарии
Прямой эфир