Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Вагнеровский фестиваль уволил художника, неравнодушного к свастике

Йонатан Меезе повторил судьбу петербургского баритона Евгения Никитина
0
Вагнеровский фестиваль уволил художника, неравнодушного к свастике
Фото: jonathanmeese.com/Jan Bauer.net
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Администрация одного из главных оперных форумов мира — Байрёйтского фестиваля — объявила о расторжении контракта с художником и режиссером Йонатаном Меезе, который должен был поставить в 2016 году последнюю оперу Вагнера — семичасовой (с двумя антрактами) спектакль «Парсифаль».

Пресс-секретарь фестиваля Петер Эммерих заявил «Известиям», что причины расставания — исключительно финансовые.

— С самого начала подготовки к спектаклю «Парсифаль» возникли серьезные финансовые проблемы, связанные с производством декораций и костюмов. Продолжение работы над этим проектом привело бы к значительному перерасходу бюджета, что для Байрёйтского фестиваля неприемлемо, — объяснил пресс-секретарь со ссылкой на коммерческого директора фестиваля Хайнца-Дитера Зензе.

Объяснение убедительное: Меезе не относится к тем художникам, которые считают каждую копейку в ущерб собственной фантазии. Непонятно лишь, почему Байрёйт терпел так долго, если финансовые трудности были очевидны изначально.

Сам художник, не тратя времени, назвал политику Байрёйта «лживой и циничной».

— В Байрёйте давно уже не идет речь об искусстве. Там думают о самосохранении, собственной мощи и борьбе за утрачиваемое влияние, — сказал Меезе, еще недавно гордый своей причастностью к вагнеровскому фестивалю.

Многие вслед за художником склоняются к тому, что мотивы разрыва лежат по крайней мере не только в финансовой плоскости.

Вполне вероятно, что, увидев проект Меезе, администрация в очередной раз испугалась за репутацию некогда любимого фестиваля Гитлера. Йонатан Меезе известен своим неравнодушием к нацистской символике. Художник утверждает, что использует ее исключительно как художественное средство без привязок к какой-либо идеологии. Байрёйту он обещал, что «Парсифаль» обойдется без свастики, но что получилось в реальности, широкая публика вряд ли узнает.

В прошлом году в Германии состоялся громкий суд над Меезе за гитлеровское приветствие, которое он дважды позволил себе на конференции в Касселе. В итоге художник победил: его адвокатам удалось доказать, что жест был актом искусства, а не политическим высказыванием.

Околофашистские скандалы стали вечным проклятием Байрёйта. Любимый фестиваль фюрера, служивший фасадом нацистской культурной политики, уже почти 70 лет «отмывается» от наследия Третьего рейха. В 2012 году под стенами театра даже была организована выставка «Безмолвные голоса», посвященная репрессиям байрёйтских музыкантов-евреев.

В то же время баритон Евгений Никитин, который должен был стать первым российским солистом за всю полуторавековую историю Байрёйтского фестиваля, под давлением снялся с премьеры «Летучего голландца». Причина — обнаруженная журналистами на юношеском видеоролике Никитина татуировка в виде свастики. Ни публичные извинения, ни признания в том, что тату давно затерто и закрашено, не убедили организаторов возобновить ангажемент. 

Йонатан Меезе — один из самых обсуждаемых немецких художников своего поколения. На его счету более полусотни персональных выставок. Москвичи могли оценить труды Меезе в 2005 году (экспозиция «Доктор Дракула» в галерее «Риджина») и в 2013-м («Дитя тропической Аляски» в «Риджине» и «Эрц-генерал Красный Парсифаль» на «Красном Октябре»). Работы Меезе, которого искусствоведы относят к представителям нового акционизма, перенасыщены символами, пришедшими из древнегерманского эпоса, нацистской среды и поп-культуры. Арт-объекты Меезе экспонируются в Центре Помпиду в Париже, Галерее Саатчи в Лондоне и других мекках современного искусства.

В 2010 году Йонатан Меезе создал сценографию для мировой премьеры оперы Вольфганга Рима «Дионис», состоявшейся на Зальцбургском фестивале. Байрёйтский «Парсифаль» должен был стать дебютом Меезе в качестве режиссера-постановщика масштабного оперного спектакля.

Вагнеровский фестиваль, как заявил «Известиям» его пресс-секретарь, уже начал поиск новых кандидатов на место Меезе. Оперный форум в Байрёйте существует с 1882 года и проходит в театре, построенном специально и исключительно для исполнения музыкальных драм Вагнера. Еще недавно очередь на билеты в Байрёйт составляла 8–10 лет, в последние сезоны она сократилась. По традиции на открытии фестиваля присутствуют первые лица Германии (в 2014 году канцлер Ангела Меркель впервые за много лет отменила приезд).

Русские певцы не пели в Байрёйте никогда. Теперь, после скандала с Евгением Никитиным, отечественной дебютанткой на фестивале Вагнера должна стать не имеющая на теле татуировок Анна Нетребко — она согласилась спеть партию Эльзы в «Лоэнгрине» в 2018 году.

Комментарии
Прямой эфир