От скважины до бензобака
Если перефразировать известную восточную поговорку, сколько ни объявляй кампаний по борьбе за качество продукции, двигатель этого не почувствует. Только дела, а отнюдь не слова определяют показатели качества любой продукции, в том числе и топлива. Поэтому в НК «Роснефть» различным движениям и месячникам предпочли создание реальной многоступенчатой системы сквозного контроля качества производимого и реализуемого топлива, причем системы, действующей в постоянном режиме. Повышение имиджа топлива, выпускаемого нефтеперерабатывающими заводами компании, формирует доверие клиента — так считают в «Роснефти». И это действительно воплощенная инновационная задача.
Почему именно качество топлива ставят в «Роснефти» во главу угла? Казалось бы, совсем недавно в нашей стране многие водители радовались самому факту наличия бензина на заправке. И тут вдруг такой поворот от нефтяников. Все дело в том, что «Роснефть» резко увеличила переработку углеводородов и обеспечивает сегодня на территории Российской Федерации треть всего объема нефтепереработки. Компания считает регионами своего присутствия 54 субъекта Федерации, а в 38 регионах нашей страны компания вообще является лидером топливного рынка.
Не случайно по объему продаж на «Роснефть» приходится 23% всего розничного российского рынка. На долю компании в стране приходится и треть всех продаж авиатоплива. Она работает с крупнейшими авиакомпаниями России: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» (S7), крупнейшими западными авиакомпаниями — Lufthansa, Turkish Airlines. Шереметьево, Внуково, аэропорты Екатеринбурга, Владивостока и ряд других обеспечивает авиакеросином тоже «Роснефть». Контракты на поставку топлива с компанией заключили Министерство обороны и МЧС России.
Вот поэтому «Роснефть» дорожит своим именем, своей репутацией, которые во многом основываются на качестве поставляемой на рынок продукции.
Качество — это наше все
Сегодня нефтяной гигант России благодаря разработанной программе «Гарантия контроля качества топлива» обеспечивает многоступенчатый контроль качества нефтепродуктов на всех этапах движения топлива. Система контроля показателей качества топлива в вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК) сегодня состоит из семи ступеней и охватывает всю цепочку поставки топлива конечному потребителю — от НПЗ до АЗК.
В эту систему в обязательном порядке включены как 14 нефтеперерабатывающих заводов компании (это с учетом мини-НПЗ и доли в Стрежевском НПЗ), так и принадлежащие «Роснефти» 160 нефтебаз и более 2500 автозаправочных станций. То есть речь идет действительно о всеобъемлющей системе контроля качества: и в ходе производства на НПЗ, и во время транспортировки, хранения на нефтебазах, доставки топлива на автозаправочные комплексы и непосредственно в ходе реализации топлива клиентам на АЗС.
Непременно обратите внимание: на заправках, увенчанных логотипом «Роснефть», топливо вам продадут только собственного производства компании, что, кстати, является еще одной гарантией качества. Крупнейшая российская ВИНК сегодня смело заявляет о той независимости, к которой безуспешно стремятся многие топливные компании, в том числе и зарубежные. Независимости от необходимости покупать сырье или топливо на бирже или на внешнем рынке. Объем добываемой компанией нефти полностью покрывает возможности собственных нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти», которые выпускают высококачественное топливо по самым строгим нормам и стандартам. Поэтому одной из важнейших задач считается сохранение качества топлива на всех этапах перевалки.
Этой цели прежде всего служат собственные лаборатории «Роснефти»: 11 стационарных заводских лабораторий делают 17 тыс. анализов в месяц или 550 анализов в день, производя контроль качества по 18 эксплуатационным и экологическим характеристикам. Еще восемьдесят пять тысяч анализов в месяц (85 000) или 2500 анализов в день производят 63 стационарных сбытовых лаборатории, обеспечивая контроль качества всех объемов, поступающих на нефтебазы. И, наконец, 11 мобильных лабораторий также делают 14 080 анализов в месяц или 640 анализов в сутки.
Таким образом, точки контроля качества пронизывают в «Роснефти» всю технологическую цепочку от НПЗ до бензозаправочной колонки. На всех этапах прохождения топлива для сотрудников компании установлены KPI (ключевые показатели эффективности), тесно увязанные с обеспечением контроля качества продукции. Кроме того, в компании действует специальная «горячая линия», призванная чутко отслеживать оценки потребителей и оперативно реагировать на поступающие замечания и предложения. Как справедливо считают в компании, «горячая линия» — это инструмент управления удовлетворенностью клиентов и контроля качества.
Безопасность перевалки
Безусловно, топливо рождается в процессе технологического производства на нефтеперерабатывающем заводе. На взгляд обывателя, определяет качество продукта скрупулезное соблюдение технологии в ходе производства топлива, и только оно. Но это справедливо только отчасти, считают эксперты «Роснефти». Мало произвести качественный бензин. Надо доставить его точно в таком же виде непосредственно потребителю. То есть в ходе транспортировки и перевалки не допустить ошибок, способных снизить качество топлива. Чтобы не произошло, например, случайного смешивания различных сортов и видов топлива, дизельного топлива и бензина, высокоэкологичного Евро-5 и стандартного топлива, подмеса некачественного бензина от «левых» производителей, просто попадания воды или элементарной грязи от недобросовестных водителей бензовозов. Специалисты могут привести вам массу подобных случаев, происходящих по причине человеческой нерадивости или жадности, вплоть до примитивного разбавления топлива непонятно какими жидкостями.
Страхуясь от такой безалаберности и корысти, в «Роснефти» и выстроили систему контроля качества. Рассмотрим ее подробнее. Начнем с того, что НПЗ произвело качественный продукт. Это подтверждено заводской лабораторией. И теперь вступает в работу, как ее называют, первичная логистика. Первичная — это железнодорожный транспорт, водный транспорт и трубопроводный транспорт. То есть тот транспорт, который вывозит топливо с завода. В каждом из них есть свои особенности. Основная масса перевозок осуществляется железнодорожным транспортом.
Итак, топливо отгружается в железнодорожные цистерны. Напомним, НПЗ — это гигантское количество трубопроводов. И, понятно, в ходе подачи топлива в цистерну не должно произойти какого-либо пересечения с другим потоком, поэтому технология налива очень тщательно проверяется заводскими сотрудниками. На заводах сейчас в этот процесс активно включается электроника, которая даже открывает и закрывает задвижки. Для чего есть утвержденные схемы, так называемые маршруты перекачек.
Контроль осуществляется и на заводской эстакаде налива. Кстати, для особо важных отгрузок компания иногда привлекает независимого сюрвейера. Но вот все, убедились — продукт, который отгружали из резервуара, точно с таким же качеством оказался в железнодорожной цистерне.
И вот приехала цистерна на нефтебазу. Здесь все начинается с самого начала. Необходимо комиссионно вскрыть цистерны, удостовериться, что количество и качество топлива соответствуют параметрам, заявленным в накладной. Если все документы в порядке, приемка осуществляется. Нет документов — потерялись либо неверно оформлены — цистерна не принимается.
К сожалению, при перевозках в России имеются случаи хищений, и для того чтобы скрыть их, «умельцы» сливают хорошее топливо, а чтобы уровень сохранился, доливают всевозможные полуфабрикаты. Кроме того, необходимо учитывать, что в стране все еще функционируют несколько десятков небольших частных заводиков, которым надо легализовать свою продукцию. Порой им достаточно прийти на нефтебазу и попросить принять топливо на хранение. Если в резервуаре 5 тыс. кубометров, «чужих» 100 тонн вроде бы мелочь. Таким образом доводят свое топливо до более-менее нормального качества. На собственных нефтебазах «Роснефти» хранение стороннего топлива категорически запрещено. И тем не менее для проверки качества топлива на нефтебазах иногда компания привлекает независимого сюрвейера, который отбирает пробы из транспортных средств по собственному графику. И проводит независимую экспертизу в сторонней лаборатории. И это с учетом того, что на постоянной основе контроль качества топлива осуществляют 63 стационарных и 11 мобильных лабораторий.
Но возвращаемся с нашим качественным топливом на нефтебазу. Пробы показали, что топливо пришло хорошее, можно его сливать в резервуар. Теперь ответственность за качество топлива лежит на нефтебазе, которая приняла топливо на хранение. После слива топлива из транспортных средств в резервуар проводят контроль качества топлива уже в резервуаре. Мало ли что могло произойти при сливе. Таким образом, если в течение дня было, например, три поставки топлива на нефтебазу, то контроль качества топлива в резервуаре будут проводить тоже три раза. Дальше начинается вторичная логистика, топливо нужно грамотно отгрузить на автозаправочную станцию. Перед отгрузкой топлива из резервуара отбирают пробу и проводят еще раз контроль качества топлива. Это на тот случай, чтобы убедиться, что в процессе хранения с топливом не произошло никаких неприятностей (контроль осуществляют 63 стационарных и 11 мобильных лабораторий). Если все в порядке, лаборатория сбытового предприятия выписывает свой паспорт качества и с этим документом топливо поступает на АЗС. Перевозка топлива с нефтебазы до АЗС, как правило, осуществляется собственными бензовозами «Роснефти», которых у компании более 1100. Это одно из так называемых логистических преимуществ «Роснефти».
Все автоцистерны в компании закреплены по видам топлива. То есть практически исключены случаи, чтобы после дизтоплива в автоцистерну заливали, скажем, бензин или высокооктановое топливо после низкооктанового. На АЗС все процедуры контроля повторяются сначала: отбор проб из автоцистерны, визуальная проверка качества топлива, проверка сопроводительных документов. Если все ОК, то разрешается слив топлива в резервуар АЗС, если нет — приемка топлива останавливается. Но процесс контроля продолжается и на этапе реализации топлива. Компания проводит периодический контроль качества топлива на АЗС. Для этих целей используют как стационарные лаборатории сбытовых предприятий, так и мобильные лаборатории.
Такая система контроля качества дает гарантию, что покупатель получит именно то топливо, которое ему обещано. А компания, вкладывая немалые средства в поддержание этой системы, стремится держать высокую марку своего топлива.
Согласитесь, это правильный путь — серьезные инвестиции в качество. Существенная составляющая качества топлива — это модернизация и реконструкция на НПЗ «Роснефти». Например, в 2013 году в модернизацию и реконструкцию Комсомольского НПЗ вложено 17,35 млрд рублей, Ангарской НХК — 17 млрд рублей, продолжить перечисление можно назвав все заводы «Роснефти».
В «Роснефти» считают все эти инвестиции в систему обеспечения качества продукции оправданными. Потому что главную оценку работе всей компании дает потребитель.
