Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Экономика
В Минсельхозе сообщили об отсутствии влияния экспорта баранины на цены в РФ
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на воровство среди президентов и чиновников Украины
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Хромая эпоха под «Песни в пустоту»

Вышло новое исследование российского музыкального андеграунда — подробное и беспощадное
0
Хромая эпоха под «Песни в пустоту»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Исследование контркультурного пространства  постперестроечной эпохи, как правило, задача непростая. Многие ее свидетели, несмотря на порой разрушительный контекст происходившего, живы и находятся (или считают, что находятся) при памяти, почти все давно планируют заняться чем-то подобным и имеют к этому талант. Посему трактовки событий сразу после выхода книги обычно подвергаются критике и брани. Так было с книгами «Хулиганы 80-х» Михаила Бастера, «Корпорация счастья: История российского рейва» Андрея Хааса и «Статус свободы — голос твоих улиц» Андрея Eyal.

Так будет и с «Песнями в пустоту» Ильи Зинина и Александра Горбачева, и их героями, обозначенными как «потерянное поколение русского рока». Героев не так уж много —индустриальная группа «Собаки табака», альтернативный поэт Андрей Машнин и его бэнд, рок-бард Веня Д'ркин, «Соломенные еноты» и самый лютый рок-поэт своей эпохи Леха Никонов со своими «Последними танками в Париже». Не удивляйтесь, если ни одно из этих имен вам не знакомо.

Получившие в свое распоряжение сквоты и подвалы лихих, как махновские тачанки, 1990-х, все они действовали на свой страх, риск и условную удачу. Если действием можно назвать процесс чистого творчества, ни под каким видом не ориентированного на малейший массовый успех. Все эти прекрасные неудачники, взявшие в руки музыкальные инструменты или что-то на них похожее, во времена, когда российская рок-музыка впала в затяжной сон, в меру сил расталкивали безвременье, не щадя ни себя, ни близких.

И если поколение рокеров 1980-х боролось или делало вид, что борется с системой, то генерация 1990-х неистово рубилась со скукой на плацдармах, известных тем, кому надо было об этом знать — «Там-там», «Бедные люди», «Фабрика», котельная «Камчатка», подвалы сада «Эрмитаж» и пригородные ДК.

Авторского текста в книге немного. Для музыканта Зинина и журналиста Горбачева, в то время еще не интегрированных в описываемые процессы в силу возраста, интереснее сами персонажи, и по-своему это правильно. Ненужное критиканство исчезает, уступая место спокойному анализу, где даже завышенная оценка оправданна. 

Слово предоставлено участникам событий, среди которых люди, известные по большей части андеграунду Москвы и Петербурга. Исключения не часты: Всеволод Гаккель — бывший участник «Аквариума» и создатель главного альтернативного клуба «Там-там»; Леонид Федоров — лидер группы «АукцЫон­»; Владимир Епифанцев — некогда создатель ярких перформансов и скандальных ТВ-программ, ныне актер, одинаково успешно раскрывающий образы советских разведчиков времен Второй мировой и живо жонглирующий свастикой на личной странице в соцсети; Андрей Алякринский — один из лучших саундпродюсеров страны.

Кто-то из героев сгинул, так и не сумев найти себя в новом времени. Другие успешно торгуют фермерской едой. И лишь немногие продолжают жечь глаголом, регулярно, подобно одному из гашековских персонажей, оказываясь на полицейских нарах.

Вот только всем им, как пел Борис Гребенщиков, «выпала великая честь жить в перемену времен», и, пожалуй, каждый из них это осознавал. Всё, что было сделано творческой плеядой упомянутых «девяностников», с самого начала имело успех лишь среди тех, кто видел в этом контркультурном безобразии главное — отчетливые признаки жизни.

Встречаясь с десятками собеседников и обрабатывая в течение восьми лет записи бесед, авторы не преследовали никаких целей кроме эстетических и исторических. Никогда и ни за что ни одна станция не поставит в эфир (за исключением разве что узкоспециализированных программ) ни одной песни неистовой и неподражаемой «Химеры». Уже не выйдет на сцену и не впадет в неистовство редактор журнала «Пятое колесо» поэт Андрей Машнин. Поп-продюсер Александр Шульгин разве что с улыбкой вспомнит о возможности сотрудничества со светлым парнем по имена Ваня Д'ркин. 

В ответах Зинину и Горбачеву свидетели эпохи расходятся в четких прогнозах, но общий вывод очевиден и жесток — в новом времени героям андеграунда 1990-х делать было нечего. Презрев созданные предшественниками звук и слог в пользу вполне логичного в этом контексте гедонизма, они так и остались вечно молодыми и пьяными кумирами такой же по-хорошему маргинальной публики.

Жаль только, что схлынув, эта волна не оставила почти ничего, кроме преступно недооцененной поющей поэтессы Юлии Теуниковой. На месте клубов и сквотов появились фитнес-центры и магазины, а повзрослевшие поклонники вряд ли поставят своим детям композиции тех, кто орал свои «песни в пустоту».

Впрочем, отрадно, что приключения, живо описанные тандемом Зинин–Горбачев, почти все они согласятся вспомнить еще не раз, а многие не прочь будут и пережить их по новой. 

Комментарии
Прямой эфир