Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

Набиуллинский занавес

Журналист Максим Соколов — о том, почему вопрос о загранпоездках граждан РФ теперь отпадает сам собой
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Насчет того, что привело российскую валюту к столь резкой просаде, существуют разные мнения. Падение нефтяных цен (то ли в результате саудитского заговора, то ли по естественным причинам), западные санкции, общая система кредита и финансов, много лет выстраиваемая экономическим руководством РФ надежная схема по наполнению бюджета, компетентное руководство центробанковского тандема «Набиуллина – Юдаева» etc. Возможны и сочетания этих факторов.

Но какова ни была бы причина курсовых плясок — хоть неотвратимая кара за Крым, хоть оранжевая революция в ЦБ, — в результате падения валюты сам собой решился вопрос, так занимавший прогрессивную общественность. Когда в очередной раз было постановлено, что «тоталитаризм» наступает неотвратимо, сразу стали являться прогнозы, когда же чекисты опустят железный занавес и выезд из страны станет, как встарь, запрещен. То есть когда введут выездные визы, а с ними выездные комиссии при райкомах (райкомов, собственно, пока нет, но их тоже введут) и прочие прелести социализма. Любые события, касающиеся выездной практики, — например, ограничения на несанкционированные загранпоездки силовиков и депутатов — рассматривались как верный признак того, что калитка вот-вот захлопнется и выезд за границу из права превратится в редкостную привилегию для особо проверенных.

То ли по отсутствию фантазии у прогрессивных алармистов, то ли потому, что алармисты не предполагали наличия фантазии — откуда? — у победивших чекистов, захлопывание калитки мыслилось в точности по советскому образцу — как введение выездных виз, которых нам не будут давать.

Вариант, что свободный обмен людьми и идеями будет если не прихлопнут, то весьма затруднен каким-либо иным, более изощренным способом, вообще не рассматривался. Между тем курсовые бюллетени ЦБ являют даже не особо изощренный, но простой и надежный способ, а именно набиуллинский занавес. «На место цепей крепостных люди придумали много иных», то есть езжай по-прежнему куда хочешь, но и проживай на чужбине как знаешь, ибо по справедливости обеспечение благоприятного курса рубля к иностранным валютам, обеспечиваюшего удовлетворение всевозрастающих материальных и духовных потребностей россиянина за границей не входит в обязанности государства. По одежке протягивай ножки. После чего у значительной доли граждан, ныне привыкших ездить, вопрос о загранпоездках отпадет сам собой. Без всякого злонамеренного вмешательства чекистов.

Собственно, это уже было, причем в эпоху самого что ни на есть расцвета свободы и демократии — в начале 1990-х годов. О властных чекистах тогда и речи не было, но сочетание доходов население к курсу рубля было таково, что для подавляющего большинства граждан вопрос о загранпоездках был неактуальным.

Но, правда, есть и различие. В те романтические годы, когда грубый физический запрет на поездки только-только был отменен, изголодавшиеся по свободному миру граждане готовы были ездить и на кошт принимающей стороны. Либо на кошт проживающих за границей друзей и родственников, либо на кошт разнообразных фондов, устраивающих всякие мероприятия. Этой возможности и набиуллинский занавес нимало не отнимает. Если там есть кому принимать, кормить и давать крышу над головой — почему бы и нет. Современного тоталитарного государства это не касается.

Другое дело, что после тучных лет, когда граждане привыкли ездить на свои, возвращение к роли приживалов — «Дорогие родственники, чтобы вас черт побрал» — будет довольно огорчительно. «Как сердце бьется горестно и громко, // Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом // С своей уж ветхою котомкой».

Причем огорчительно не только для граждан, вспомнивших забытое слово «приживал», но и для общественного благочиния в целом. Одна из причин — пусть и не первых — путинской стабильности заключалась в том, что образовался средний класс, путешествующий по свету за свой счет и тем самым никому не обязанный. Это способствовало охлаждено-здравому взгляду на волшебный Запад: «Вот это хорошо, вот это не очень, вот это теперь у нас тоже есть». Неумеренное и нереалистическое упоение заграницей как обителью, идеже несть ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная, стало уходить в прошлое. За свои пречистые уважение без низкопоклонства достигается гораздо легче.

С опусканием набиуллинского занавеса эта стабилизирующая социальная группа может существенно сократиться. Впрочем, курс дал, курс и взял, буди его святая воля. Не стоит особенно жаловаться — иным социальным группам от курсовых плясок может прийтись и куда более солоно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир