На Луну отправят многоразовый автоматический корабль «Корвет»
Совместная рабочая группа Роскосмоса и РАН провела отбор концепт-проектов освоения Луны, предложенных предприятиями отрасли. Победу одержал проект «Луна-Орбита», предложенный Институтом космических исследований (ИКИ РАН) и химкинским НПО имени Лавочкина. Согласно документам совместной группы Роскосмоса и РАН, проект основан на взаимодействии на окололунной орбите трех космических аппаратов: «пилотируемого транспортного корабля (ПТК), который уже создается в РКК «Энергия» именно в адаптированном для полетов к Луне облике, грузового транспортного корабля (ГТК-Л) и многоразового лунного автоматического корабля (МЛАК) «Корвет». «Корвет» спустится на поверхность Луны, заберет грунт, а потом взлетит и вернется к орбитальному модулю.
«В течение одной экспедиции «Корвет» совершает 3–5 посадок на Луну, проводит исследования и доставляет на борт ПТК образцы грунта из различных районов Луны для доставки на Землю», — говорится в материалах совместной рабочей группы.
Авторы концепции предполагают, что экипаж космонавтов на ПТК обеспечивает дозаправку «Корвета» и выгрузку грунта. По словам источника «Известий» в Роскосмосе, концепция «Луна-Орбита» была признана логичной в свете уже реализуемой в НПО имени «Лавочкина» программы с аппаратами «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27» — последний из как раз будет изучать реголит на спутнике, а затем вернется на Землю. Следующая часть той же программы предусматривает доставку на Землю грунта: это должна сделать «Луна-28» (она же «Луна-Ресурс 2») в 2021–2022 годах, говорится в проекте Федеральной космической программы на 2016-2025 годы. ПТК примерно в то же время — после 2022 года — планирует начать полеты с космонавтами. Раз уж ПТК должен слетать к Луне, он на лунной орбите может повстречать аппарат типа «Луна-Ресурс 2», для которого возвращение на орбиту Луны по идее гораздо легче возвращения на Землю.
В рабочей группе космического агентства и РАН посчитали, что проект «Луна-Орбита» должен стать основным средством реализации планируемой российской лунной программы в 2024–2030 годах.
— Вектор нашей космонавтики — достижение Луны, а поэтому идеология интеграции двух уже действующих лунных программ показалась рабочей группе логичной, — говорит один из участников рабочей группы. — Тем более что альтернативой была концепция РКК «Энергия», предусматривающая, по сути, возрождение программы «Энергия-Буран» с использованием челнока в качестве межорбитального буксира.
Наиболее затратной частью проекта «Луна-Орбита» (его смета пока не представлена) наверняка станет новая ракета, способная отправить 20-тонный ПТК, отягощенный разгонным блоком, на орбиту Луны. Это носитель свехтяжелого класса, построить который планируется после 2025 года, сейчас речь идет лишь о выборе концепции. Стоимость создания такой ракеты эксперты оценивают в 700–800 млрд рублей. Грузовой транспортный корабль планируются получить путем модернизации ПТК — это стоит денег, но здесь речь идет о миллиардах рублей.
— Если мы всерьез собираемся развивать активность на поверхности Луны, нам нужна некая инфраструктура на ее орбите, — говорит гендиректор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов. — Это и ретранслятор, который мог бы обеспечивать связь на случай, если посадочный модуль не будет иметь Землю в прямой видимости. Вокруг Марса, например, вращаются несколько орбитальных американских аппаратов, благодаря чему у них получилось снять сам момент раскрытия парашюта при посадке марсохода Curiosity. Я очень рад, что наше предложение вошло в финальный вариант концепции. Оно составлено с учетом последнего мирового опыта: осаду планет нужно вести планомерно, регулярно запуская к ней аппараты.
Бывший президент РКК «Энергия» Виталий Лопота, ныне занимающий пост вице-президента Объединенной ракетно-космической корпорации, выразил мнение, что России в стремлении к Луне нужно придерживаться эволюционной концепции развития, используя задел советского периода.
— Я всегда за это стоял. Мы должны использовать технологии, имеющие летную квалификацию, — заявил Лопота «Известиям». — Технологии, доставшиеся нам от «Энергии-Бурана», я говорю прежде всего о двигателях, могли бы использоваться для создания ракеты-носителя, способной выводить на орбиту до 86 т. А если рассматривать вариант с водородной второй ступенью, то можно говорить и о 100 т. Наши предложения не были услышаны.
Как уже писали «Известия», совместная рабочая группа Роскосмоса и РАН по выработке концепции освоения Луны выдвинула идею, что России следует оперативно застолбить наиболее перспективный район Луны — ее Южный полюс. «Уже в первой половине XXI века развернется соперничество космических держав за обладание наиболее привлекательными лунными плацдармами для создания будущих исследовательский станций» — говорится в тексте документа. При этом высадка космонавтов на поверхность Луны и создание там полигона запланированы на период после 2030 года, а до 2030 года планируется отправить экипаж на орбиту Луны.
По словам источника в Роскосмосе, концепцию освоения Луны планируется представить на рассмотрение правительства РФ 13 ноября. На эту дату назначено рассмотрение вопроса «О состоянии космической деятельности Российской Федерации», ответственным за его подготовку определен Роскосмос.