Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Общество
В суд поступила жалоба на продление ареста фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Мир
Захарова заявила о готовности РФ оказать помощь по поиску вертолета с Раиси
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Алиев предложил Ирану помощь в связи с жесткой посадкой вертолета Раиси
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Происшествия
Cadillac насмерть сбил пенсионерку в центре Москвы
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Мир
ЕС задействует спутниковую систему для поиска вертолета с президентом Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

Рояль расстроен

Журналист Максим Кононенко — о тех дискуссиях, которые он услышал в международном дискуссионном клубе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одиннадцатое ежегодное заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» показало, что международный дискуссионный клуб «Валдай» — не место для дискуссий. Или, что более вероятно, сейчас просто не время для дискуссии, потому что экспертное сообщество находится в некоторой, прямо скажем, растерянности.

Поэтому первые два дня заседаний были посвящены, в общем, описанию текущей картины мира. И картина эта в полной мере соответствовала очень, на мой взгляд, удачному названию темы этого года: New rules or no rules, то есть «Новые правила или никаких правил».

Было констатировано, что мир катится не пойми куда, что количество точек напряжения (как то: исламское государство, война на востоке Украины, санкции против России и, например, катастрофа палестино-израильского мирного процесса) стало таково, что возникают серьезные сомнения в том, что человечество на нынешнем уровне своего развития сможет их аккуратно и комплексно разрешить.

Конечно, американские эксперты «Валдая» не спешили соглашаться с тем, что во всем виноваты именно США, но охотно соглашались с тем, что, действительно, всё пошло как-то не так.

При этом практически каждый из выступавших отмечал, что он не понимает, что со всем этим делать. А раз нет предложений по решению проблем, то нет и дискуссии о достоинствах и недостатках этих решений.

Да, все согласны с тем, что можно было бы полететь на Марс. Но как туда лететь — никто не знает, так что не о чем спорить. Можно выйти на грандиозную видовую площадку горного отеля «Поляна 1389», встать рядом и всем вместе смотреть на этот самый Марс. В глубокой задумчивости.

Быть может, именно поэтому в аудитории, перед которой в последний день форума выступал президент Путин, его выступление было воспринято довольно естественно. Чего не сказать о прессе и социальных сетях. Потому что практически все тезисы, озвученные президентом как в его выступлении, так и в ответах на вопросы, были уже озвучены и отмечены на панелях дискуссионного клуба в предыдущие два дня.

 А широкие массы ознакомились с тем, что всё плохо, впервые.

Тем не менее даже в отсутствие дискуссии нынешнее заседание дискуссионного клуба трудно недооценить — то, о чем думающие люди думали про себя уже не год и не два, наконец было изложено этими самыми людьми друг другу, и вдруг, о чудо, оказалось, что все думали об одном и том же.

 А сформулированная проблема — это та проблема, которую можно попытаться решить, в отличие от несформулированной, которой пока как бы и нет.

И вот в этом контексте трехчасовое выступление президента Путина, конечно, имеет большое значение. Поскольку вряд ли главы иностранных государств будут читать материалы русского дискуссионного клуба «Валдай». А вот что они по буквам и знакам препинания разберут выступление русского президента (например, почему это он вдруг стал говорить «в Украине») — так это не извольте сомневаться.

Был в выступлении Путина и еще один важный момент — когда он рассказывал, как идут переговорные процессы по разграничению в Донбассе и по газовому контракту с Украиной. Из этих довольно убедительных по составу подробностей рассказов следовало, что Россия постоянно идет на уступки. А это важно, и вот почему.

Из гипотетической ситуации семейных разборок, когда муж и жена постоянно обвиняют друга во всех смертных грехах, нет выхода. Залог долгой и счастливой семьи — это постоянная готовность отступить в мелочах. Из выступления президента России мы видим, что Россия готова отступать в мелочах. Из предшествовавшего выступлению президента России выступления президента США (генеральная ассамблея ООН, месяц назад) мы видели, что США не только не готовы отступать в мелочах, так еще и хотят вовлечь в свою семейную ссору (Россия названа в числе глобальных угроз) всех соседей. 

 Но, конечно, нельзя отступать бесконечно.

В какой-то момент нужно поговорить со второй половиной: а может, не стоит всё это продолжать? И в случае с семьей всё вполне может закончиться разводом. С демократическими государствами проще — рано или поздно там неизбежно поменяется президент. И тогда можно будет попробовать договориться с новым президентом.

Это возможная тактика, но это, конечно, не стратегического порядка решение. Стратегического решения нет. Удивительно, но мир до сих пор пытается жить по правилам, установленным по итогам Второй мировой войны. Мы не ездим на машинах времен Второй мировой войны. Мы не используем оружие времен Второй мировой войны. Большинство человечества, честно говоря, вообще не знает, когда была такая вот Вторая мировая война. 

Но мир, тем не менее, до сих пор живет по правилам, установленным по итогам этой войны. С айфонами и интернетом —но по правилам, которые в феврале 1945 (!) года придумали Черчилль, Сталин и Рузвельт. Придумали в снова ставшем нашим ялтинском Ливадийском дворце, где третьего дня прекрасная прокурор Поклонская исполнила нам на расстроенном рояле немного из классики.

 Теперь понятно, что этот рояль как минимум хорошо бы настроить. А лучше даже купить новый рояль.

 Соответствующий нашему времени. 

Комментарии
Прямой эфир