Петр Порошенко приступил к формированию нового правительства Украины. Хотя выборы в Верховную раду состоятся 26 октября, «Блоку Петра Порошенко» уже поручено подготовить проект коалиционного соглашения, без которого невозможно создание нового Кабинета министров. Видимо, украинский президент уверен в победе. Это неудивительно. Опросы показывают, что президентский блок может рассчитывать на 24–30% голосов избирателей. Прочие партии сильно отстают.
Это неплохой результат, особенно если учесть, что 213 депутатов Верховной рады будут избираться по одномандатным округам, в которых для победы достаточно всего лишь относительного большинства голосов (30% как раз хватит). Значит, даже при самом честном проведении выборов «Блок Петра Порошенко» может рассчитывать взять около сотни мандатов (практика показывает, что 40% голосов в целом по стране дают большинство мандатов по одномандатным округам, 50% — две трети). А если использовать административный ресурс и «лишние» по сравнению с численностью избирателей 0,5% бюллетеней, которые закон разрешает допечатывать, то результат может оказаться ещё лучше.
Не будем забывать и о том, что из 225 депутатских мест, распределяемых по партийным спискам, «Блоку Петра Порошенко» также должна достаться примерно треть. Это означает, что БПП получит крупнейшую парламентскую фракцию в Верховной раде, хотя и не будет иметь абсолютного большинства.
Соперники Порошенко, похоже, смирились с поражением и начали торг об условиях капитуляции. Например, председатель Верховной рады Александр Турчинов не исключил, что его партия, «Народный фронт», может поддержать кандидатуру от «Блока Порошенко» на пост премьер-министра. Учитывая, что «Народным фронтом» руководит действующий глава правительства Арсений Яценюк, подобное заявление дорогого стоит.
Также Турчинов выступил за формирование в раде коалиции конституционного большинства не менее, чем в 300 депутатов, чтобы оперативно принимать поправки к Конституции страны. Это значит, что руководство «Народного фронта» опасается, что при определенном раскладе его вообще не возьмут в правящую коалицию. Если «Блок Петра Порошенко» одержит убедительную победу на выборах, то он сможет править, взяв себе в союзники пару мелких партий и переманив на свою сторону независимых одномандатников. Естественно, для «Народного фронта» такой сценарий неприемлем.
Украинская Конституция программирует двоевластие между президентом и премьер-министром. Последний имеет власти даже больше, чем глава государства. Президент контролирует силовой блок — министров иностранных дел и обороны, глав спецслужб. Зато премьер-министр — руководителей прочих ведомств. Однако в отличие от всенародно избранного главы государства премьер-министр назначается Верховной радой. Следовательно, контролируя большинство в парламенте, можно поставить своего человека на пост премьера, а через него определить и состав правительства в целом. Этого и добивается Порошенко.
Результатом выборов в Верховную раду будет устранение неформального двоевластия. Даже если Яценюк сохранит свою должность, он уже не будет обладать автономией от президента.
Над Украиной витает тень термидора. Напомню, что в ходе Великой Французской революции власть быстро попала в руки якобинцев — самой радикальной фракции революционеров. Они правили с помощью гильотины. Казнь Робеспьера привела к тому, что революционная волна пошла на убыль. Власть попала сначала в руки Директории и Барраса, затем — Бонапарта. Если Порошенко одержит победу, а на это указывают все опросы, то власть из рук революционеров Турчинова и Яценюка, бывших главными действующими фигурами второго майдана, окончательно перейдет в руки Порошенко, цель режима которого понятна — закрепить результаты переворота, освободившего украинскую политическую сцену от Януковича и Партии регионов.
Причем действовать методами Януковича, вернувшего на Украину сильную президентскую власть, Порошенко не может. Янукович отменил двоевластие президента и премьера, сосредоточил все полномочия в своих руках, оперся на ближайшее окружение и дружественных олигархов — и проиграл мгновенно. Порошенко приходится искать обходные пути и внешне соблюдать приличия. Попытка взять правительство под контроль при помощи большинства в раде позволяет и политес соблюсти, и единовластие приобрести.
Волна революционного насилия захлебнулась в результате поражения в Донбассе и ухода Крыма и Севастополя в состав России. Порошенко придется маневрировать и пытаться восстановить государство, перенесшее революционный «инфаркт». Но решить эту задачу крайне сложно, так как майданные настроения в обществе сохраняются.
Жители Украины по-прежнему недовольны ситуацией в стране и это недовольство, согласно опросам, может вновь выплеснуться на улицы Киева. До выборов в Верховную раду Порошенко не несет единоличной ответственности за ситуацию в стране. После них он получит всю полноту власти, но свалить вину за экономические и политические трудности будет не на кого.