Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Нацпроект по туризму получит 403 млрд рублей финансирования до 2030 года
Мир
В ЕС задумались о причинах блокировки Западом мирного соглашения по Украине
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск

Опрос «Известий»

Скажется ли отсутствие импортных технологий на процессах разведки и добычи нефти российскими компаниями?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Транснациональный нефтегазовый гигант ExxonMobil в результате введенных Западом против РФ санкций и нажима властей США остановил в России работы по 9 из 10 проектов, запланированных в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве с НК «Роснефть». На ваш взгляд, скажется ли отсутствие импортных технологий на процессах разведки и добычи нефти российскими компаниями?

Римма Субханкулова, эксперт по традиционным углеводородам World Energy Expert Group
Экономические санкции, ограничивающие импорт оборудования для глубоководного бурения, добычи сланцевой нефти и разработки арктических месторождений, не должны напрямую повлиять на экспорт российских углеводородов. В то же время в долгосрочной перспективе российские нефтегазовые компании могут оказаться вытолкнутыми с европейского рынка из-за импортируемого танкерами американского сжиженного природного газа.
С момента ввода США и ЕС санкций против России ряду российских эмитентов отказано в получении западного долгосрочного ссудного капитала, а иностранные сервисные компании были вынуждены сократить сотрудничество с российскими нефтегазовыми партнерами. Пока аналитики подсчитывают возможный ущерб от данных действий, с твердостью можно заявить, что практика подчинения экономической целесообразности политикой присуща все большему числу стран. Для западных банков и компаний российские гиганты были лакомым куском в погоне за низкопроцентным кредитом.
Кроме этого в период высоких цен на сырье российская нефтянка, не ограниченная в отличие от стран — членов ОПЕК квотами, стремилась максимизировать добычу и экспорт черного золота, и сервисные компании с их технологической базой были очень нужны.

Виталий Бушуев, директор Института энергетической стратегии
Скажется, но тут будут как отрицательные, так и положительные моменты. С одной стороны, разработка и добыча новых месторождений нефти оттянется, пока мы не научимся самостоятельно осваивать их. Задержка в освоении будет точно происходить. Но как и во всяком событии, здесь тоже есть свои плюсы и минусы, поэтому никогда нельзя сказать однозначно. Я считаю, что истина никогда не бывает по краям — она всегда находится посередине. И в этом случае санкции, введенные против нашей страны, научат нас рассчитывать на свои силы, а не только покупать зарубежные технологии.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Нет. Почему-то среди журналистов бытует мнение, что Россия не в состоянии сама добывать нефть, но это абсолютно не так. Наша страна самостоятельно добывает нефть уже свыше ста лет, и именно в России разработаны технологии ее добычи в самых разных геологических и климатических условиях. Причем многие из них являются уникальными и аналогов им нет. Стоит отметить, что и в прежние времена добыча осуществлялась именно силами отечественных нефтяников. А массовое привлечение иностранных компаний началось лишь в 90-х годах прошлого века. Так что не стоит считать, что сейчас с введением санкций отечественная нефтяная индустрия рухнет и добыча нефти прекратится.
Возможные последствия от введения санкций заключаются в том, что часть работ по освоению нефтяных месторождений на шельфе и добыче сверхвязкой нефти может отложиться на некоторый срок из-за необходимости разработать собственные технологии для решения этих задач и/или найти в мире других поставщиков таких технологий.
Но эту ситуацию можно рассматривать и с другой стороны. Во-первых, Россия начнет добывать эти ресурсы позднее, то есть будущим поколениям достанется нефти больше. Во-вторых, страна разработает собственные технологии для добычи нефти на шельфе и добычи вязкой и сверхвязкой нефти, а это означает снижение зависимости от других стран, к тому же их можно будет затем экспортировать. В-третьих, в этом случае деньги останутся в стране, потому что они будут поддерживать нашу науку, промышленность, образование, так что санкции не обязательно следует оценивать только негативно. Они могут стать импульсом для развития экономики, вызовом, который позволит мобилизовать силы и средства всей страны.

Ольга Маликова, профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС
Да, ограничение импорта современных технологий в ближайшей перспективе, очевидно, будет негативно сказываться на процессах разведки и добычи нефти российскими компаниями. Сегодня при осуществлении высокотехнологичных видов работ используются, как правило, импортное оборудование и зарубежные технологии. Вместе с тем сложившаяся ситуация поднимает вопрос о состоянии развития отечественного энергетического машиностроения и сервисной отрасли.
В прошлые, весьма урожайные для отечественной нефтегазодобывающей отрасли годы так и не была в полной мере создана цепочка взаимодействия между наукой, машиностроительным комплексом, сервисными компаниями и нефтегазодобывающими предприятиями. Выигрыш, связанный с получением заказов на поставки технологического оборудования в условиях роста добычи на сложных месторождениях, получали в основном зарубежные компании, по справедливости обладающие действительно передовыми технологиями. Отечественное энергетическое машиностроение сегодня находится далеко не в лучшем состоянии. Очевидно, предстоит предпринять большие усилия, чтобы развить данную отрасль, найти альтернативных поставщиков оборудования и тем самым снизить негативное влияние потери импортных поставок оборудования и ухода американских высокотехнологичных компаний с российского рынка.

Виктор Кудрявый, бывший заместитель министра энергетики, научный руководитель центра «Оптимизация управления в энергетике»
Да, скажется. И основным вопросом тут будет, как быстро мы сможем ликвидировать наше отставание по таким сложным проектам, как эти. Проблема упирается в готовность нашего производства, в готовность проектной базы и проч. Конечно, у российских специалистов в этой отрасли есть отставание. Ведь мы потому их и приглашали, что они имеют огромный опыт добычи газа, в том числе и на морских платформах, который предполагает продольное бурение. И подобные сложные проекты мы не раз успешно реализовали вместе с ними. А сейчас мы оказались отброшенными на несколько лет назад. И все будет зависеть от того, как быстро мы преодолеем это отставание. Одно дело — решить проблемы, возникшие по санкциям на некоторые продукты, и совсем другое — как быть со сложными технологиями. А здесь речь идет о сложных технологиях, и нашим специалистам все равно придется делать весь цикл — свои исследования, свое проектирование, свое производство. И, конечно, это непросто.

Комментарии
Прямой эфир