Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Пытаюсь донести до органов власти: наши дети растут манкуртами»

Кинорежиссер Алла Сурикова — о картине «Полный вперед!» и программе воспитания подрастающего поколения
0
«Пытаюсь донести до органов власти: наши дети растут манкуртами»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Алла Сурикова сняла семейную комедию «Полный вперед!» с Николаем Фоменко в роли физрука и Максимом Дунаевским в качестве композитора. Картина уже активно мигрирует по кинофестивалям, но пока далека от проката. О трудностях «доброго кино», о том, как рождался «Ералаш», и о сувенирных магнитах с националистическими лозунгами уроженка Киева рассказала корреспонденту «Известий». 

— О чем ваш новый фильм?

— Номинация одной из наград картины (она получила Гран-при на кинофестивалях «От всей души» в Ульяновске, «В кругу семьи» в Иркутске, «Алые паруса» на международном фестивале в Болгарии, приз за лучший полнометражный фильм в «Конкурсе зрительских симпатий» на фестивале «Московская премьера») звучит так: «За вклад в государственную стратегию укрепления института семьи в России». Не слабо, да? Я три месяца учила этот текст. Но, по сути дела, это правда. История такая: мальчик Федя Соколов девяти лет от роду должен бежать семейную эстафету. Мама у него есть, а вот папы не хватает. Он подходит к распахнутому окну и говорит: «Господи, помоги мне найти папу, хотя бы на один день!»

Тут в окно влетает домушник, который потом вынужден бежать всю эстафету с Федей и его мамой. В конце концов Федя обретает полноценную семью, а в родителях вновь просыпается любовь друг к другу. Для меня в картине важны две главные идеи: ребенок должен расти в любви, а взрослые должны хоть иногда позволять себе «шагнуть в детство». Ну и еще, конечно, очень важен спорт — он закаляет, объединяет, делает ребят выносливее и терпимее друг к другу.

«Пытаюсь донести до органов власти: наши дети растут манкуртами»

— Что означает слово «кудрилаптинг», часто звучащее в фильме?

— «Ну, это прямо вы устроили тут кудрилаптинг какой-то!». Это наше изобретение. Слово всё время трансформируется: сначала квадрилифтинг, затем квадрилаптинг, потом кудрилаптинг. Оно многозначное, это может быть и какая-нибудь особая ситуация, и опасность, угрожающая героям.

— Типа легкого ругательства?

— Может быть, и так. Сегодня, когда всерьез запрещено употребление ненормативной лексики, придуманный нами кудрилаптинг вполне может уйти в народ как средство выражения сильных эмоций.

— Правда ли, что съемки проходили в вашей квартире?

— В чужой квартире сегодня снимать довольно дорого. Мы снимали одну чужую квартиру, и она стоила 50 тыс. рублей в день. Позволить себе вторую, которая к тому же требовалась не на один съемочный день, я не могла. Поэтому решила снимать у себя. У моей квартиры, недалеко от Мосфильма, есть еще одно преимущество: широко открывающееся балконное окно. Нам нужно было снять, как герой Оскара Кучеры влетает в квартиру. А в стеклопакет влететь невозможно — он узкий.

В общем, сняли мои жалюзи, взамен повесили занавески, которые можно срывать, поставили цветы, которые можно сбивать. Только на своей спальне я написала табличку «не входить» — остальное было отдано съемочной группе. Съемки давно закончились, а я еще долго натыкалась на эту табличку, и жалюзи сиротливо лежали в углу на балконе. Была бы чужая квартира, я, конечно, проследила за тем, чтобы уходя, съемочная группа всё восстановила. В своей было не до того.

— Какие у вас ожидания от проката?

— Картина детско-семейная, для вечерних сеансов она не годится, ее можно показывать в выходные и в дни каникул. Много не напоказываешь...

— Вам обидно, что в советские годы у ваших лент было по 60 млн зрителей, а теперь такой охват невозможен?

— Не мне обидно, а за державу обидно. Я-то переживу. Вот Ульяновск уже взял в прокат, Омск и Татарстан на очереди. Телевидение тоже покажет: мы уже договорились с «ТВ-Центром».

— Сейчас ведь государство постулирует семейные ценности, по идее вашему фильму должен быть зеленый свет.

— Это постулаты. Вот Валентина Матвиенко с высокой трибуны говорила, что нам нужно детское и семейное кино. Я написала ей письмо, попросила помочь с показом картины в регионах. Жду ответа. Надеюсь.

— А Минкультуры фильм поддержало?

— Мы получили деньги на производство. На прокат денег не дали. Пока. Но мы и тут не теряем надежды.

— Как вы придумали «Ералаш»?

— В начале 1970-х писатель Инга Петкевич подарила мне маленькую книжечку «Чудаки» замечательного питерского поэта Олега Григорьева. Я как раз искала сценарий для дипломного фильма — заканчивала Высшие режиссерские курсы, — но поняла, что тратить эти миниатюры только на себя неправильно: они являются идеальной основой для маленьких иронических детских фильмов. Я написала письма в ЦК партии, в Союз кинематографистов и в Госкино и предложила создать киножурнал для детей. Ролан Быков, Кира Парамонова и Нина Косарева идею поддержали. Вскоре меня вызвали в Госкино и сказали: «Мы утверждаем вашу заявку. Что вы хотите для себя лично?». Мне бы сказать, чтобы в титрах написали «идея Аллы Суриковой», но тогда мне такое и в голову не могло прийти. А сейчас уже поздновато.

На «Ералаше» собралась очень хорошая команда во главе с Александром Хмеликом. Боря Грачевский стал директором (к его чести он вот уже почти 40 лет держит журнал на своих ироничных плечах), а я просто сняла пару сюжетов.

— Как так получилось, что высшие органы власти прислушались к просьбе студентки? У вас были какие-то рычаги влияния?

— Нет. Прислушались, потому что тогда всерьез заботились о воспитании подрастающего поколения. Не деньги и не рейтинги решали всё. Сегодня я пытаюсь снова донести до органов власти: наши дети растут манкуртами. Они знают, где какой прыщик у Шварценеггера, но забывают, кто такой Олег Янковский.

У меня есть четкая программа действий. Нужно выпускать для детей киножурнал, что-то вроде «Делай, как я!» — про всякие замечательные дела и успехи ребят, с которых можно брать пример. Нужно создать сеть детских любительских киностудий, чтоб дети снимали кино сами — от сценария до показа на специальном фестивале. Девизом таких студий должен стать слоган «Кино против наркотиков».

Нужно организовать телевизионную игру для детей из колоний и школ для трудных подростков под названием «Мировой парень»: устраивать разные соревнования, от чистки картошки до прыжка с парашютом, и давать серьезную награду (ключи от квартиры, работа, учеба), а финал игры показывать на одном из центральных телеканалов.

В теле- и киновузах надо проводить специальные наборы режиссеров и драматургов детского кино, как это было в СССР. Детские фильмы (не импортные мультфильмы, а именно детские фильмы) нужно показывать не в 6 утра, а в хорошее время в выходные дни. И разрешить показ рекламы, не противоречащей детскому восприятию, во время демонстрации этих фильмов. Это очень важно: каналы живут за счет рекламы. И главное — ввести налоговые льготы для всех меценатов, вкладывающих деньги в творчество для детей и детское творчество. Без этого ничего не сдвинется. Ну вот так, скромненько. 

— Вы — уроженка Киева. Переживаете из-за последних событий? 

— Переживаю. Я против крайних позиций. Живу в России, люблю Россию, а родилась, выходила замуж и родила дочь на Украине. Я хочу мира, мира между славянами! Вижу, как западные страны пекутся о собственном благополучии. Тогда почему мы не должны поступать так, как выгодно для нас? Мне иногда кажется: проснусь, и ничего этого не будет — братоубийственной войны, разрушенных городов, гибнущих людей. Кажется, что это какая-то фантасмагория, кино, снятое безумцем. Этого просто не может быть.

Но просыпаюсь, включаю телевизор и понимаю, что всё это наша сегодняшняя жизнь. Я даже думаю: хорошо, что мои родители — киевляне, коммунисты, вступившие в партию во время Великой Отечественной войны, — уже ушли из этой жизни. Они бы умерли снова от отчаяния и непонимания всего, что сейчас происходит. А что до крайних националистических идей — они всегда были, есть и, увы, будут.

— На Украине вы с ними тоже сталкивались?

— Вот пример: в оттепель из Германии в Киев приехал замечательный математик Лев Калужнин. В университете ему дали кафедру высшей алгебры и математической логики — я на ней как раз при нем и работала. Дали, а потом забрали: оказалось, что его знание русского, английского, немецкого, французского и еще пяти языков не так важно для математики, как знание украинского. А украинского он не знал.

Желание вырваться из-под опеки — это нормально, ведь Российская империя, а потом и СССР долго не давали Украине быть самостийной. Но думаю, что в последнее время эта ситуация еще и искусственно подогревалась. Пару лет назад, приехав на западную Украину, я обнаружила музей Бандеры. Для меня его имя всегда ассоциировалось с предательством, но вот появились люди, которые создали в его честь целый музей и водили экскурсии. У меня на холодильнике висит магнит, купленный во Львове: «Дякую тобі боже, що я не москаль!». Я-то всегда считала это шуткой, но на молодые умы такие вещи ложатся иначе.

— Вы часто используете знание украинского языка?

— Мой второй муж был «щирым» украинцем, с ним мы говорили по-украински. Я очень люблю этот красивый мелодичный язык, знаю украинскую поэзию и прекрасные украинские песни. В моих фильмах всегда есть какой-нибудь маленький привет Киеву: кто-то обязательно вдруг заговорит по-украински.

Сейчас мне помогает по хозяйству женщина из Украины. Вот тоже интересно: русская по паспорту, родилась в Курске (там до сих пор живут ее мать и сестра), вышла замуж за украинца и всю жизнь прожила в Западной Украине. По-настоящему родной язык — украинский. Ее дети и внуки говорят только по-украински. Кто она? Украинка? Русская? Мы с ней одинаково с замиранием сердца реагируем на все события, связанные с Украиной. С нетерпением ждем момента, когда у наших стран снова будут нормальные отношения.

Наверное, Пушкин был прав, когда писал в адрес «народных витий», то есть французских депутатов: «Оставьте: это спор славян между собою». Если другие витии не будут вмешиваться, то славяне, я уверена, договорятся. И Гоголь снова станет писателем и России, и Украины.

Комментарии
Прямой эфир