Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Президент и учителя обсудили ЕГЭ, зарплаты и качество образования

В Пензе прошел форум «Качественное образование во имя страны», организованный «Общероссийским народным фронтом», который собрал на своей площадке более 600 преподавателей со всей России
Президент и учителя обсудили ЕГЭ, зарплаты и качество образования
Фото: ТАСС/Михаил Метцель
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

Президент России Владимир Путин в рамках форума «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), проходившего в Пензе, обсудил с «фронтовиками» и преподавателями проблемы развития образования. Традиционно главе государства пожаловались на Единый государственный экзамен и попросили повысить зарплату учителям.

— Важно, что вырос и социальный статус, и заработные платы учителей. Я знаю, что наверняка будут предложения по поводу того, что нужно еще сделать на этом направлении. И хочу вас заверить, что мы будем и дальше уделять, и я лично, разумеется, этому вопросу самое серьезное внимание. Перемены отмечают и наши граждане, в обществе растут позитивные оценки состояния сферы образования. Тем не менее нам необходимо идти дальше. Постоянно появляются новые технологии и даже новые профессии. Главное — ожидания граждан очень большие, и поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день. Чтобы школьники независимо от места проживания, социального статуса родителей получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны, и сами получали полное удовлетворение от жизни, — начал встречу Владимир Путин.

Президент отметил важность образования как основу национальной идентичности.

— В некоторых странах утрачивают воспитательную, гуманистическую составляющую. Всплеск национализма, упадок семейных ценностей, идентичности. Это еще аукнется. Учитель должен помогать отделять правду от лжи, — сказал Путин.

Сопредседатель ОНФ Станислав Говорухин сравнил российское и иностранное образование, приведя пример из советской пропаганды, когда сообщалось, что американские школьники даже не могут показать, где находится их страна.

— Пока день рождения Михаила Лермонтова, Александра Пушкина считаются всенародными праздниками и их не задушить никакими санкциями... Ко мне пришла девушка (поступала в МХАТ), говорит, недавно переехала с семьей с Чукотки. А у меня за спиной огромная карта. Я говорю: «А покажи где Чукотка». Десять минут ползала по карте, так и не нашла. Так что Америку мы в чем-то уже обогнали, — посетовал Говорухин, добавив, что современные ученики порой не могут понять стихотворения Пушкина, так как не знают значения некоторых слов, например, «кибитка».

— Не смогла найти Чукотку... В какое училище? МХАТ? Артисты, что с них взять. Хочу заступиться за молодых людей. Нет уже извозчиков, есть пилоты «Формулы-1». Просто ушло из жизни, — вступился за молодежь президент, заметив, что Пушкина все-таки понимать надо.

А вот предложение учителей закрепить в специальном перечне бесплатные образовательные услуги, гарантированные государством, главу государства удивило.

— Можно ли закрепить вот этот перечень бесплатных государственных обязательств на всех уровнях образования, чтобы было понятно, что именно (в сфере образования) гарантирует государство бесплатно, — поинтересовалась педагог.

Владимир Путин заявил, что все образовательные услуги в России должны быть бесплатными.

— Я уже много раз об этом говорил и хочу еще раз здесь это подчеркнуть, у нас всё образование должно быть бесплатным, — сказал президент.

Он подчеркнул, что, на его взгляд, бесплатным должно быть и внеклассное образование. Исключение, по мнению Путина, могут составить «присмотр, какой-то уход за детьми».

— Это уже отдельная услуга, она даже не совсем образовательная, и здесь вполне можно уходить от бесплатности, потому что это совершенно иной вид деятельности, — отметил он.

Не обошлось без обсуждения Единого госэкзамена. Преподаватели признавали, что ЕГЭ эффективен при борьбе с коррупцией, но заметили, что тесты делают знания слишком формальными, и предложили отменить ЕГЭ для выпускников 9-х и 11-х классов, если они не намерены продолжать получать образование.

— Я не автор ЕГЭ, сразу могу сказать, в свое время согласился. Министр был господин Филиппов. Он продвигал, и всё сообщество согласилось под его напором. Есть очевидные плюсы в этом процессе. Все-таки возможности у вузов сохраняются влиять на процесс отбора студентов. Есть олимпиады, конкурсы. Как выдавать аттестаты после 9-го и 11-го классов, чувствительная сфера, не хочу давать ответа. В вашем предложении вижу много положительных моментов, — ответил Путин.

В кулуарах форума можно было встретить помощника президента, экс-министра образования и науки Андрея Фурсенко, который общался с педагогами и выслушивал их предложения.

— Формируется живой диалог, и участники не только говорят о том, что им не нравится, а формируют и свои предложения по решению каких-то проблем, — отметил Фурсенко.

На форуме также достаточно широко и активно обсуждали проблемы подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования. Начальник управления образования и инноваций Центросоюза России Сергей Гиль отметил, что сегодня наблюдается дефицит преподавателей «завтрашнего дня».

— Мы испытываем дефицит преподавателей, способных обучаться быстрее, чем студенты, технологиям, которых мы еще не знаем. Этот вопрос особенно болезненный для отраслевых колледжей и техникумов. У нас очень много узконаправленных специалистов, но при этом нет проектировщиков новых образовательных программ — эта проблема действительно касается каждого региона, — подчеркнул Гиль.

Кроме многочасовых обсуждений проблем и формирования предложений участники форума ОНФ посетили мастер-классы и выставку успешных проектов в сфере образования. Например, члены калмыцкого республиканского клуба молодых педагогов «Постижение» рассказывали про проект «Естествознание», в рамках которого учащимся в Калмыкии объясняют особенности животного мира их региона, а также рассылают по школам коллекции экспонатов по различным тематикам.

Также был представлен набирающий популярность проект «Тетрадка дружбы». Он уже реализуется в 20 регионах России. Суть проекта в том, что в специальных ярких тетрадях дети получают возможность создать собственную книгу по различным  темам. В этом году она связана с модой на чтение, и маленьким участникам нужно заполнить такую тетрадь материалами на указанную тему, а затем представить ее на всеобщее обозрение в рамках всероссийского конкурса.


Комментарии
Прямой эфир