Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

В Музей Москвы привезли «Другую столицу»

На выставке современных художников Санкт-Петербурга можно изучить свойства фанеры, послушать техно на Дворцовой и посмотреть питерские парадные
0
В Музей Москвы привезли «Другую столицу»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Певчев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Творческое противостояние Москвы и Петербурга — тема давняя, сто раз раскрытая, но не закрытая. Трепать ее можно до бесконечности, тем более в контексте бесконечно податливого «актуального искусства». Отрадно, что кураторы выставки «Культурная столица» такой цели себе не ставили, а если и ставили, то интеллигентно, по-питерски: типа — кто же из нас на данном этапе актуальнее.

Спорить, правда, особенно и не о чем. Приятный аромат неофициальности, одинаково сопровождавший как показы в легендарных сквотах на Пушкинской 10, так и в салоне у Петлюры, развеялся, а без него удивлять капризную публику всё сложнее. Разве что скандалами о продаже бывшим актуальным художником Сергеем Бугаевым (Африка) работ своих менее прытких бывших друзей-художников.

Что действительно удивляет, так это масштабы экспозиции. Разместить работы 68 художников так, чтобы они друг друга «не толкали» и «не выпихивали» — непросто.  Сверхзадачу выставки директор Музея Москвы Алина Сапрыкина видит в том, чтобы «совершить путешествие по главным арт-местам этого города, проникнуться его духом, не выезжая за пределы Садового кольца». Вот только насколько возможно не расплескать дух Питера при транспортировке? Привычным образом всё воспринимать «по-приколу»? Как создавалось, если честно, так и воспринимать. 

Татьяна Ахметгалиева свой диптих «Аллергия на пыль» создала при помощи текстиля и нити. Забавно, но именно эти материалы точно передают степень проблемы, с которой сталкивается любой пользователь бытовой электроники. Александр Шишкин-Хокусай, работающий с акрилом, фанерой и видео, инсталляцией «Фанера против телевизора» будто защищает добротный строительный материал, невольно ставший терминологическим обозначением попсового надувательства.

В Музей Москвы привезли «Другую столицу»

Классические холст и масло служат Андрею Рудьеву, автору работ проекта «Оазис», для создания огромных копий c ярлыков виниловых пластинок Pink Floyd, Queen и Рода Стюарта — якобы с целью освободиться от «конвенций проживаемой эпохи». Хотя, кажется, что всё гораздо проще, и в основе лежит страсть к копированию конвертов фирменных пластинок для украшения собственных кассет и катушек. Кстати, вылившееся позже в оформление первых магнитальбомов советских рок-групп.

Приятно, что не обошлось и без «Митьков», одних из лучших мастеров городского бытописания даже в контексте «актуального искусства». Серия «Мрачные картины» — неозвученное продолжение митьковских грустноватых литературных пригородных путешествий. Когда при взгляде на полотно всплывает фраза: «Своей унылостью кадр напоминает эпизод из фильма Карне «Утро начинается», где в комнату героя забрасывают гранату со слезоточивым газом», понимаешь, что твое подсознание подкидывает уместную цитату из «Максима и Федора».

«Персонажи» Ольги Флоренской, еще одной былой митьковской «сестренки», — Даниил Хармс, поэт Гаврильчик, художник Яшке, Екатерина II и грузинский царь Ираклий II. Люди они разные, но благодаря Ольгиным коллажам из цветной бумаги — очень симпатичные. 

У Максима Свищева, однажды увидевшего безумие рэйв-парада на Дворцовой площади и нашедшего в нем четкие параллели с безумием взятия Зимнего, в качестве изобразительного средства фигурирует компьютерная анимация. Поэтому, поставив вопрос: «Велико ли расстояние между этими состояниями? Насколько они управляемы? И кто ими управляет?», художник вправе, не дожидаясь ответа, закольцевать видео и идти пить «свой маленький двойной». 

Вообще, любителей закольцованных роликов на «Другой столице» ждет подлинно раздолье — тут и девушки в коммунальных ванных, и люди, пережившие стресс после взрыва в метро, и тосты, и признания в любви. Есть даже ретроспективная четырехчасовая программа режиссера-некрореалиста Евгений Юфита. К сожалению, легендарный Юфа не отобрал для показа своего «Лесоруба» (1985), где в одной из ролей задействован его старый друг по имени Виктор Цой.

«Актуальное искусство» призвано, видимо, не менее актуально реагировать на происходящее. Может быть, поэтому по-настоящему актуальная работа Людмилы Беловой «Шесть объектов» располагается вдали от болот, обитателей метро и пляшущих (не целующихся) милиционеров.

В Музей Москвы привезли «Другую столицу»

Взглянув поочередно в шесть дверных глазков, можно увидеть шесть лестничных парадных. Шесть изображений пронзительной, уходящей питерской натуры. Заставшей на своем веку как белые мундиры и твердую поступь кавалергардов, так и тертые джинсы и нетвердую походку расслабленной петербургской богемы. Может быть, именно дверные глазки Людмилы Беловой и есть логической мост, связывающий «актуальное искусство» с самым обыкновенным, человеческим. 

Комментарии
Прямой эфир