Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Коммерческих перевозчиков обяжут снизить цены

В маршрутках станут принимать билеты на городской общественный транспорт, а для борьбы с зайцами установят турникеты или наймут контролеров
0
Коммерческих перевозчиков обяжут снизить цены
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Стоимость проезда на маршрутках будет снижена к 2016 году: коммерческим перевозчикам придется перейти на городские тарифы. Такое требование предусматривается новой моделью управления наземным общественным транспортом. Ее утвердили соответствующим постановлением правительства Москвы 14 октября. Как рассказал «Известиям» заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, перевозчики получат право выбирать способы контроля пассажиров: турникеты или контролеры.

Начиная с 2015 года на новую модель управления начнут переходить все частные перевозчики Москвы, чья доля от всех автобусных перевозок в городе составляет порядка 30%. Модель подразумевает, что на одном маршруте будет работать только один перевозчик, победивший на аукционе. С ним заключат контракт на 5 лет, по условиям которого перевозчик обязуется соблюдать все требования города (вовремя выводить на линию качественный подвижной состав, следить за квалификацией водителей и т.п.), а город, в свою очередь, будет платить перевозчику за проделанную транспортную работу. Пассажиры станут платить за проезд с помощью эмитированных городом билетов, а вознаграждение перевозчику будет формироваться из этих средств. Соответственно, частным перевозчикам, которые ранее брали в среднем по 35 рублей за поездку, придется снизить цены до общегородских, а это 13–28 рублей в зависимости от типа проездного.

Как уточнили в пресс-службе департамента транспорта, «в настоящее время эта реформа касается только городских перевозчиков». Маршруты, соединяющие Москву и область, на первом этапе затронуты не будут, так как они регулируются не только московским законодательством.

В виде эксперимента новая модель была внедрена на автобусном маршруте № 22 начиная с июля прошлого года. Право перевозки получила компания «СеверАвто». Как рассказали в пресс-службе департамента транспорта, проект оказался успешным — «за три зимних месяца 2013–2014 годов автобусами данного маршрута перевезено на 160% пассажиров больше, чем за аналогичный период 2012–2013 годов». При этом нарушения перевозчик допускал только в части соблюдения графика движения автобусов, и то не по своей вине, а из-за пробок по ходу маршрута. Больше всего рейсов, выполненных с отклонением от расписания, «было зафиксировано в зимние месяцы, особенно в будние дни». По состоянию на май 2014 года перевозчик был оштрафован на 309,2 тыс. рублей.

По словам Ликсутова, госконтракт не будет обязывать перевозчиков ставить турникеты в автобусах: «по желанию, они смогут контролировать оплату проезда другими способами, установив валидатор». Он отметил, что компании «смогут сами привлекать своих контролеров, их полномочия будут дополнительно прописаны и утверждены постановлением правительства Москвы». В то же время в пресс-службе департамента транспорта сообщили, что «у перевозчика, заключающего контракт с городом, будет оговорена возможность привлекать контролеров ГКУ «Организатор перевозок», которое сейчас оформляет штрафы за безбилетный проезд на городском транспорте».

Ликсутов добавил, что 30% вознаграждения перевозчикам будет зависеть от количества пассажиров, оплативших свой проезд. Если перевозчики недобрали положенный им с учетом среднего пассажиропотока на маршруте и сезона показатель, то город выплатит им меньше денег. Если же показатель будет превышен, то за каждого привлеченного пассажира перевозчики получат дополнительные суммы.

Начальник управления перевозок компании «Автолайн» Павел Аленичев говорит, что перевозчики скорее предпочтут использовать технику.

— Может сработать человеческий фактор — то есть возникнуть различные конфликтные ситуации с пассажирами, а также контролер может договориться с пассажиром об уплате половины суммы ему в карман, без оформления штрафа, — перечислил он.

По словам президента Московского транспортного союза Юрия Свешникова, расходы частного перевозчика примерно на 40% выше, чем муниципального, если они выполняют один и тот же объем работы.

— Давайте посмотрим разницу в системе хозяйствования муниципального перевозчика и любого негосударственного, — сказал он. — ГУП «Мосгортранс» как муниципальный перевозчик сегодня освобожден от уплаты НДС. То есть с каждого проданного билета частный перевозчик платит государству 18%, а муниципальный — нет. Далее, муниципальный перевозчик имеет преференции по целому ряду других налогов. Муниципальный перевозчик обновляет подвижной состав за бюджетные деньги. Частный перевозчик вынужден откладывать денежки с каждого билета, чтобы через 3–5 лет накопить сумму и купить новый автобус. «Мосгортранс» — это, по сути, крупный московский землевладелец. Все земли, где находятся автобусные, трамвайные и троллейбусные парки, депо, переданы ему в хозяйственное ведение. Ему не надо платить за аренду. Частные же перевозчики не имеют в собственности ни земли, ни промышленных зданий, они вынуждены арендовать всё это.

Свешников пояснил, что муниципальному перевозчику город каждый год компенсирует 27 млрд рублей за перевозку льготных категорий пассажиров.

— Частник перевозит от одного до пяти льготных пассажиров в каждом автобусе, но город ничего ему не компенсирует. Наоборот, частник платит налоги за место, где сидит льготник, как будто он перевозил платного пассажира. В целом получается, что примерно на 40% частный перевозчик платит больше, — отметил эксперт.

Как сказал Свешников, возможности снизить тарифы без компенсаций у частных перевозчиков нет.

— Средний тариф частного перевозчика — 30 рублей, — сказал эксперт. — Откуда он взялся? Перевозчики подсчитали все свои расходы — это лизинговые платежи за автобусы, зарплата водителям, стоимость топлива, стоимость запасных частей, стоимость ремонта, страхование всех видов (от ОСАГО до страхования каждого пассажира), ГЛОНАСС, стоимость аренды производственных площадей и производственных зданий, содержание бухгалтерии, механиков, медработников, диспетчеров, охраны и т.д. Все эти расходы они подсчитали, добавили свою небольшую рентабельность — и получился вот такой тариф. Теперь город говорит: мы вам на 30% этот тариф снизим. Но перевозчик не может снизить свои расходы просто так.

По словам Свешникова, город, заставив перевозчиков снизить тарифы, фактически будет компенсировать им убытки.

— Предметом контракта будет объем выполненной «транспортной работы», — сказал он. — На каждый маршрут будет выставлено определенное количество автобусов, и они должны будут выполнять расписание. То есть цена контракта будет оторвана от количества перевезенных пассажиров. И перевозчику будет всё равно, по какому тарифу будет предоставляться услуга — хоть по нулевому.

Что касается заявлений чиновников о том, что оплата будет зависеть от количества пассажиров, оплативших проезд, такая мера, по мнению эксперта, на сегодняшний день недостаточно проработана.

— Государственные контракты заключаются по федеральному закону о госзакупках, — сказал Юрий Свешников. — Там говорится, что цена жесткая на весь период действия контракта. То есть она не может уменьшаться при уменьшении количества пассажиров. Существуют сезонные колебания пассажиропотока, он зависит даже от дня недели. Например, в период экономического кризиса 2008 года пассажиропоток в среднем упал на 7%. К тому же количество перевезенных пассажиров часто не зависит от качества работы перевозчика. Например, рядом может открыться новая станция метро. Или может закрыться торговый центр или рынок. В результате сильно изменится пассажиропоток.

Владелец компании «Транс-Вей» Владислав Толстухин говорит, что широкого обсуждения деталей новой модели с крупными перевозчиками не происходило. При этом «программа финансово емкая» — на реализацию модели будет направлено 3,842 млрд рублей. По его мнению, существующая система коммерческих перевозок не требует радикальных изменений.

— Перевозчики готовы сами ставить считывающие устройства, которые бы отслеживали льготных пассажиров, если бы город потом оплачивал их проезд, как «Мосгортрансу». Мы также совершенно не против того, чтобы использовались городские билеты: в «Тройке» планировалось предусмотреть функцию «электронного кошелька», так что ею вполне можно было бы оплачивать проезд и в маршрутке, — пояснил он. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир