Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Россия и Украина помирились в Австрии

Юбилейная ярмарка современного искусства доказала, что художники всегда договорятся
0
Россия и Украина помирились в Австрии
Фото: VIENNAFAIR/Christian Jungwirth
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Десятая выставка-ярмарка современного искусства (VIENNAFAIR The New Contemporary), завершившаяся в столице Австрии, успешно представила российские художественные институции и «новое, комплексное видение современного искусства, в котором смешиваются культура и традиции разных стран». Так в беседе с «Известиями» оценил результаты форума его президент, российский меценат Дмитрий Аксенов.

На вопрос, лоббирует ли он, пользуясь служебным положением, интересы русского искусства, Аксенов ответил решительным «нет» и сослался на приоритетную роль отборочной комиссии. «Но как русский коллекционер, — отметил далее меценат, — я в первую очередь покупаю произведения российских художников». К слову, ярмарка в Вене славится демократичными ценам — стоимость большинства арт-объектов не выходит за пределы €20 тыс.

VIENNAFAIR%2FChristian%20Jungwirth

Цели и задачи российских художников и галеристов, приезжающих на ярмарку, не только коммерческие. Как отметила куратор экспозиции Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова (музей привез собрание фотопортретов), свое пребывание здесь музей рассматривает как «исключительную возможность наладить партнерские взаимоотношения».

Представительница Pop/off/art gallery Ольга Попова наряду с коммуникационными перспективами отметила возросший культурный багаж мероприятия. По мнению галеристки, с приходом русских на ярмарку работать стало легче и интереснее — теперь ярмарка воспринимается не только как прагматичное место купли-продажи, но и как культурно-общественное событие с большим количеством параллельных программ. 

VIENNAFAIR%2FChristian%20Jungwirth

Арт-директор VIENNAFAIR Кристина Штейнбрехер-Пфандт считает такие программы — студенческие, семейные, издательские, образовательные — ноу-хау нынешней команды. Особенно гордятся отцы-основатели программой семейного творчества: в специальной художественной мастерской взрослые и дети от двух лет могут опробовать различные живописные практики, перенести цвет, форму и движение на бумагу.

Как отмечали коллекционеры, посещающие VIENNAFAIR со дня основания, в сравнении с  предыдущими ярмарками уменьшилось количество остросоциальных произведений — посетители жаждут более гармонизированного творчества. Меньше стало и технологических экспериментов — в поисках новых средств и форм наступило затишье, возможно, перед бурей. Тем не менее немногие «социальные» и «технологические» объекты собирали любопытствующих — в частности, не иссякал народ у инсталляции Бартоша Кокосинского, посвященной памяти жертв Первой мировой войны (предметы для композиции — гранаты, приклады, винтовки, патроны — художник собирал в военных отсеках блошиных рынков), и излучающих космический свет полотен Стива Тернера, специалиста по лентикулярной печати.

VIENNAFAIR%2FKristina%20Kulakova

Русские галеристы органично вписались в картину форума, представив почти все актуальные направления современного искусства. Так, центром экспозиции галереи «Реджина» стал натур-экспонат — маска шамана, созданная уроженцем Тувы Евгением Алтуфьевым. Художник не устает повторять, что рисовать не умеет, но зато хорошо работает руками — шьет, вышивает, конструирует.

Выгородку галереи «Триумф» украсил новый академизм группы AES+F. Почти фотографическую точность в изображении людей и предметов арт-деятели сочетают со смещающими реальность сюжетами. Тут же образец урбанистического формализма группы Сrocodile pover. Борцы за экологическую чистоту сотворили свою собаку Баскервилей, результат мутаций окружающей среды. Умиротворяют свирепость картинки включенные в композицию натуральные материалы — мох, трава, сухие ветки.

VIENNAFAIR%2FKristina%20Kulakova

Галерея Iraqui Ural Vision представила серию карт таро, выполненных в стилистике плакатов 1920-х. Таким образом художник Алексей Насонов изобразил выдающихся деятелей русского искусства — Эйзенштейна, Цветаеву, Ахматову, Хлебникова и других. Искусство об искусстве — популярная тема российских галерей. Выставленный в уральской выгородке видеоарт Елены Ковылиной, сделанный по заказу санкт-петербургской «Манифесты», посвящен Дворцовой площади. Что представляет собой это энергетическое место — объект для манифестаций, парадов, прогулок или просто шедевр градостроительной мысли, — решать зрителю. 

Рядом с символом империи — супрематическое полотно московского концептуалиста  Никиты Алексеева «Диалог России и Украины». В центре композиции — два дружески повернутых друг к другу национальных флага. А напротив, буквально в двух шагах, расположилась украинская галерея «Миронова», где представлены работы киевских мастеров Анатолия Белова, Леси Хоменко, Марии Куликовской. Гармоничное сочетание украинских и российских произведений лишний раз доказывает, что концептуалисты в отличие от националистов всегда между собой договорятся. 

VIENNAFAIR%2FChristian%20Jungwirth

VIENNAFAIR — крупнейшая европейская выставка-ярмарка современного искусства, проходящая в столице Австрии с 2005 года. По подсчетам организаторов, на юбилейной выставке 2014 года побывало более 20 тыс. посетителей, включая президента Австрии Хайнца Фишера. Для них работали представительства 126 галерей из Австрии, Германии, Великобритании, Финляндии, Бельгии, Нидерландов, Чехии, Эстонии, Литвы, Словении, Румынии, США, Ирана, Южной Кореи, Арабских Эмиратов и других стран. Россию представляли 13 галерей из Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

С 2013 года контрольный пакет акций VIENNAFAIR принадлежит председателю совета директоров RDI Group Дмитрию Аксенову. Остальные акции сохранили за собой прежние владельцы — пул австрийских коллекционеров и искусствоведов.

Комментарии
Прямой эфир