Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Общество
Военный эксперт Никулин объяснил позицию США отсутствием интереса к Украине
Общество
Корреспондент показал кадры с места двойного убийства в Москве
Экономика
Реальные располагаемые доходы россиян увеличились рекордно за 14 лет
Армия
Истребители МиГ-31И оборудовали системой дозаправки в воздухе
Мир
Эксперт объяснил причины сильного затопления Дубая после ливней
Мир
Генпрокурор РФ Краснов прибыл с рабочим визитом в Венесуэлу
Происшествия
Гладков сообщил о 21 сбитой воздушной цели на подлете к Белгороду
Мир
В штабе АдГ в Ганновере прошли обыски после лишения иммунитета двух депутатов
Мир
Профессор СПбГУ объяснила важность темы Ближнего Востока на саммите ЕС
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о калечащем пациентов нейрохирурге из Москвы
Экономика
Поиск атак в IT-cистемах ускорится благодаря искусственному интеллекту
Мир
Премьер Нидерландов предложил выкупить Patriot у не планирующих помогать Киеву стран
Происшествия
Средства ПВО перехватили три беспилотника в Ростовской области
Мир
ВКС РФ уничтожили три места базирования боевиков в Сирии
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Киевской области

В мониторинг эффективности вузов включат мнения студентов

При определении качества работы высшего учебного заведения планируется учитывать его оценку самими учащимися
0
В мониторинг эффективности вузов включат мнения студентов
Фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министерство образования и науки собирается добавить еще один показатель к критериям мониторинга эффективности высших учебных заведений. Как пояснили «Известиям» в ведомстве, предлагается опробовать схему учета результатов оценки научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения в системе показателей эффективности деятельности вузов. Таким образом, к уже действующим показателям материально-технической базы, среднему баллу ЕГЭ, учету трудоустройства выпускников и так далее добавится показатель внутренней оценки самими студентами своего же учебного заведения. Помимо голосов студентов, ведомство также планирует организовать и независимую оценку знаний учащихся в рамках проведения их промежуточной аттестации для использования данных всё в том же мониторинге вузов, но четкого механизма по этому вопросу пока не выработано.

— Статья 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» четко описывает основные принципы реализации процедур по независимой оценке качества образования, определяя в том числе ее связь с другими институтами оценки качества образования. Создание условий для формирования непрерывных систем независимой оценки качества образования, в том числе путем использования процедур промежуточной аттестации, позволит повысить ответственность организации и профессорско-преподавательского состава не только на уровне основных образовательных программ, но и отдельных ее компонентов. Проект предполагается реализовать в течение 2 лет в связи со значительным объемом и сложностью решаемых задач, — отмечают в ведомстве.

Сейчас оценки деятельности вузов студентами фактически не учитываются и проводятся на общедоступных ресурсах в интернете или различными частными рейтинговыми агентствами, которые оценивают учебное заведение по следующим показателям: состояние учебных и спортивных помещений, привлекательность и ценность обучения, уровень коррупции и профессионализм преподавателей, сложность поступления и оправданность ожиданий, качество питания, организация спортивных мероприятий. Стоит также отметить, что президент Владимир Путин неоднократно обращал внимание на необходимость учета мнения студентов, однако до сих пор поступали лишь предложения по составлению отдельного рейтинга вузов России, основанном на мнениях учащихся.

Сам проект по внедрению нового показателя эффективности вузов будет разбит на два этапа. Для начала планируется протестировать внутреннюю систему оценки деятельности научно-педагогических работников. Для этого будет отобрано минимум два педагогических вуза и два вуза, реализующих программы стратегического развития с поддержкой государства. Вторым экспериментом станет уже попытка оценить удовлетворенность студентов условиями и результатами их обучения. Здесь уже будет участвовать три ведущих вуза России, два педагогических вуза и два вуза, имеющих государственную поддержку по развитию. По окончании экспериментов будет вынесено решение, как именно учитывать эти показатели при мониторинге вузов.

Разработка новых форм оценки вузов была возложена на Минобрнауки соответствующим поручением президента еще в мае этого года во время заседания Совета при президенте по науке и образованию.

Глава Российского студенческого союза и уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов также подтвердил «Известиям», что введение промежуточной аттестации и внутренней оценки вуза со стороны студентов сейчас обсуждаются.

— Сам мониторинг высших учебных заведений необходимо совершенствовать, и давно шли разговоры об учете промежуточной аттестации студентов и об учете мнения студенчества по самому учебного заведению. В будущем нужно применять инструменты оценки качества преподавания. Необходимо также проводить и учитывать в мониторинге промежуточную аттестацию знаний студенчества. Обе идеи хорошие, но, естественно, для начала необходимо провести эксперимент и обсудить его с экспертным сообществом, а уже только потом применять его на практике, — отмечает Хромов.

Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин пояснил, что подобные механизмы уже существуют во многих странах.

— Безусловно, введение критериев, связанных с оценкой качества потребителей самой образовательной услуги, — это правильно. Такой подход применяется во многих странах. В Великобритании есть опрос студентов о качестве их обучения. Он очень влиятелен, и на него обращают внимание. Но сразу же стоит отметить, что там такой подход сформирован годами и есть целая культура подобных опросников. Хочется надеяться, что новые показатели будут тщательно отработаны, а уже потом будут введены в общее пользования. Еще один интересный показатель эффективности вуза используется в Швеции, где независимая организация проводит выборочную проверку дипломных работ, на основе которой затем вузу дают характеристику, — отмечает Фрумин. 

Ректор РЭУ имени Плеханова Виктор Гришин отметил, что собирать мнения студентов можно, но предавать этому показателю какое-то «абсолютное значение» не стоит.

— Мы ежегодно проводим такие опросы среди студентов по качеству образования и по тому, как они относятся к тому или иному преподавателю, но абсолютно доверять такому опросу сложно. Сказать, что студенты объективно и четко понимают, как ведется преподавание в других вузах и как строится содержание образовательных программ, а также какова квалификация того или иного преподавателя, наверное, нельзя. Может быть, относительно объективной окажется оценка поведения преподавателя — опаздывает он или нет, как он проводит свой урок и так далее, — говорит Гришин.

Ректор «Плешки» также отметил, что учитывать такой показатель мониторинга эффективности вузов достаточно сложно, потому что учебные программы по одинаковым специальностям в вузах пишутся по-разному, и где-то делается упор на базовые знания, а где-то — на практические.

Комментарии
Прямой эфир